Особенности организма подростка

Физиологические изменения

Если появление признаков гормональной перестройки, характерных для подростков, у девочек началось до 8 лет, то оно называется ранним. Может быть связано с:

  • хромосомными болезнями;
  • ожирением;
  • питанием продуктами с гормонами роста (например, куры-бройлеры);
  • промышленными выбросами;
  • менингитом, энцефалитом;
  • черепно-мозговой травмой;
  • опухолями;
  • болезнями надпочечников, яичников, щитовидной железы.

Преждевременное созревание включает все три главных признака (увеличение молочных желез, волосы на лобке и под мышками, менструации) или бывает частичным. Обычно сопровождается ускоренным ростом тела. Для выбора тактики лечения нужно обнаружить причину ранней гормональной перестройки.

Второй вид нарушений – запоздалое половое развитие. К 13-14 годам нет видимого увеличения груди, роста волос, а до 15 лет не начались месячные. Бывает полным и неполным (нет только менструаций). Встречается при:

  • врожденных аномалиях строения гипоталамуса, гипофиза, половых желез;
  • недоедании;
  • тяжелом течении хронических болезней.

Не всегда задержка созревания вызвана патологией. Она бывает у абсолютно здоровых детей и никак потом не сказывается на деторождение. Поэтому после обследования эндокринолог может ограничиться витаминами и рекомендациями по питанию.

Гораздо опаснее, если у девочки уже с рождения имеются признаки несоответствия полу – большой клитор, не полностью сформированное влагалище. К моменту полового созревания усиленно растут волосы на лице и конечностях, фигура больше похожа на мужскую, голос грубый. В таких случаях обязательно нужно обследовать надпочечники и яичники, исключить хромосомные болезни.

Преждевременное половое созревание при гормональной перестройке, характерных для подростков-мальчиков, начинается до 10 лет. Его чаще всего вызывают:

  • болезни головного мозга – инфекции, опухоли, травмы, врожденные аномалии развития;
  • сниженная функция щитовидной железы;
  • усиленное образование тестостерона яичками при хромосомных болезнях, опухолях;
  • разрастание коркового слоя надпочечников (гиперплазия коры).

Сопровождается ранним увеличением полового члена, яичек, оволосением лица и тела. Нередко отмечается низкорослость. Задержка развития чаще бывает центрального происхождения (заболевания головного мозга), реже поражены яички.

Рекомендуется обратить внимание на время появления половых признаков у отца, так как есть и семейная склонность к позднему созреванию.

К провоцирующим факторам относится:

  • пороки сердца;
  • хронические болезни легких, почек, кишечника;
  • хромосомные болезни;
  • врожденные аномалии;
  • вирусные инфекции;
  • длительная медикаментозная терапия;
  • облучение.

особенности подросткового возраста, возрастные особенности подростков

Особое место при гормональной перестройке у подростков-мальчиков    занимают аномалии развития половой системы:

  • отсутствие яичка (анорхия);
  • задержка опущения яичка или двух в мошонку (крипторхизм);
  • малый половой член;
  • гинекомастия (увеличенные молочные железы).

Последнее состояние бывает в норме и обычно не требует специального лечения. В других случаях рекомендуют гормоны, операцию.

Когда ребенку исполняется 12-14 лет, то сложно не заметить, что в этот период он начинает активно расти. Так, некоторые дети вырастают за год на 3-7 см.

, что является достаточно сложным испытанием для всего организма.

Активнее всего растут трубчатые кости, формируется грудная клетка, руки и ноги, подросток становится непропорциональным, может быть нарушена координация движений.

Помимо роста непосредственно скелета перестраивают свою работу и внутренние органы: изменяется деятельность гипофиза, увеличивается темп роста мышечной системы, ускоряется обмен веществ. Также более активно начинают работать половые и щитовидная железы, растет сердце, увеличивается объем легких.

Максимально активны половые гормоны, благодаря чему у подростков усиливаются вторичные половые признаки: у девочек увеличивается грудь, появляются менструации, у мальчиков мутирует голос, появляется кадык, растут волосы на лице, теле, возникают поллюции. Гормоны провоцируют первые сексуальные желания – абсолютно новые ощущения для ребенка, а также трудности с самоконтролем и адекватностью восприятия своих действий.

В результате всех этих кардинальных физиологических изменений у подростка могут возникнуть проблемы со здоровьем.

Частые головные боли, бессонница, повышенная утомляемость, сложности с аппетитом, нестабильное артериальное давление, снижение внимательности и отсутствие концентрации – это лишь только  общий список возможных жалоб, на которые обязательно стоит обратить внимание родителям.

Психолог Наталья Карабута рассказывает: «По количеству гормональных и физиологических изменений подростковый период можно сравнить, не удивляйтесь, с беременностью. Организм ребенка меняется также кардинально, как и организм женщины, которая готовится стать матерью, только во время беременности этот процесс более сжат во временных сроках.

Согласитесь, такие физиологические изменения не могут произойти бесследно и для психики ребенка, ведь все взаимосвязано. Рост сердца, легких и системы кровеносных сосудов происходит рывками, а результате – недостаточное насыщение головного мозга ребенка кислородом.

К чему это приводит? Снижается внимание, возникают сложности с работой над несколькими объектами, например – успешно решать задачу и параллельно болтать с соседом по парте становится гораздо проблематичнее. Ребенок чувствует себя усталым, не хочет ходить в школу, учиться, прилагать какие-то усилия для получения новых знаний.

В такой период родителям необходимо понять состояние ребенка, поддержать его здоровье и попытаться максимально облегчить возникшие симптомы».

Читай также: Гигиена подростков: особенности ухода за собой

Конечно, все изложенные нами выше физиологические изменения однозначно оказывают влияние на психологическое состояние подростка. Перед ребенком возникает немало новых задач и трудностей, с которыми приходится столкнуться, он пытается начать жить и общаться по-новому, как взрослый, но пока не всегда успешно это делает.

Особенности организма подростка

Из-за внешних изменений тела, к которым ребенку еще необходимо привыкнуть, у него может возникнуть двойственное отношение к себе: смешения чувства гордости и брезгливости, стыда и радости, непринятия и восхищения. Подростки могут или стать излишне неряшливыми, проявляя протест против своего нового тела или, наоборот, уделять себе гораздо больше внимания, яростно исследуя в зеркале каждый новый возникший прыщик.

Также в этот период у подростка наблюдается снижение самооценки. Он начинает все более активно сравнивать себя с другими мальчишками и девчонками, зачастую обращая внимание именно на свои слабые стороны, ощущает неуверенность в собственных силах. Поведение подростка в компании сверстников противоречиво:

  • с одной стороны он стремится во что бы то ни стало быть таким, как все, с другой – очень хочет выделиться и отличиться любой ценой, и не всегда с позитивной стороны;   
  • с одной стороны ребенок стремится заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой – бравирует собственными недостатками.

Также в подростковый период у ребенка часто возникают проблемы в школе: из-за снижения уровня внимания и концентрации ухудшается успеваемость, к тому же подросток уже требует определенной самостоятельности и независимости, поэтому в ответ на замечания учителя отвечает резко, демонстративно и цинично.

Наша мама-форумчанка Manana рассказывает: «Дочери 15-ть, и теперь уроки для нее – ничто.

Раньше она хорошо училась, а теперь на все мои нравоучения по поводу школы говорит: «Мама, зачем мне это надо? У нас в классе никто не получает хорошие оценки, это не модно! С заучками никто не общается!» И что тут ответить? Как мотивировать? Начинаю рассказывать про поступление в ВУЗ, ЗНО всякие и т.

д…Фыркает, типа глупости какие… Недавно я нашла в интернете статью, о том, что началось новое веяние, где ботаны – это сексуально, что умные люди опять входят в тренд. Распечатала ей, принесла почитать. Больше не знаю, как мотивировать… Когда уже этот тренд до нас дойдет?»

Школа и обучение сейчас не на первом месте у подростка, интерес к другим людям, отношения с друзьями и противоположным полом пересиливает важность и необходимость получения новых знаний. Подросток весь во власти различных душевных переживаний, остро воспринимает критику друзей, трагедией может стать разрыв с любимым человеком, замечание, сделанное мимоходом родителями или учителем.

Не смотря на важность аспекта общения, в диалогах подростка с друзьями, а особенно противоположным полом может наблюдаться развязность и нарочитая хамовитость.

Особенности организма подростка

Помимо того, что это считается «круто» в подростковой среде, ведь культурное поведение, по их мнению, это удел слабаков, подобную реакцию можно объяснить и эмоциональной растерянностью ребенка.

Он пока еще не знает, как нужно правильно общаться, и только учится строить отношения. Помочь подростку в освоении этого важного умения должны родители.

Психолог Наталья Карабута рассказывает: «Если подросток придет за советом к родителям, очень важно отнестись к такому разговору серьезно, не отмахиваться, занимаясь важными взрослыми делами.

Конечно, гораздо проще сказать «да я в твоем возрасте» «мал ты еще, чтобы думать про такое», но подобный подход никоим образом не решит возникшую у ребенка проблему. И если помочь ему не захотят родители, он пойдет за пониманием и принятием к своим друзьям, а проконтролировать, как и что у них там будет происходить, вы уже будете не в силах.

Да, ребенок может съехать в учебе, но родителям стоит принять тот факт, что в подростковом возрасте в школу ходят чаще всего не для получения знаний, а ради общения со сверстниками.

И если ребенок обратился к вам с проблемами типа «если друг оказался вдруг» или «а он меня не любит», не стоит пребывать в шоке и отсылать его учить алгебру или делать домашнее задание по английскому. Сядьте, поговорите с ребенком по душам, дайте какой-то дельный совет, расскажите подобный случай из своей жизни, ведь у каждого из нас было что-то похожее.

Психологические особенности подросткового возраста

особенности психологии подростков

Важной особенностью этого периода считается чувство взрослости, причиной появления которого являются физиологические изменения. Ребенку хочется, чтобы взрослые – родители, учителя, относились теперь к нему, как к равному, видели в нем личность, считались с его позицией. Он не приемлет контроля и опеки со стороны взрослого.

Для него становится приоритетным мнение коллектива о себе, своих поступках. Подросток испытывает потребность в наличии друга, с которым можно делиться своими сокровенными мыслями и тайнами.

Предлагаем ознакомиться  Ребенок сильно плачет в садике что делать

В этот период наблюдается направленность на себя, самоисследование, самоанализ. Ребенок стремится к признанию окружающими своих заслуг. Он слишком чувствителен и раним, эмоционально нестабилен. Нередко проявляется агрессивность, граничащая с неврозоподобным состоянием. Такие изменения всех сфер поглощают подростка целиком.

Важно в этот период помочь ребенку осознать, что этот сложный период в жизни скоро пройдет, необходимо лишь преодолеть очередную ступеньку на пути к взрослой жизни.

Мальчики, юноши

Один из самых сложных периодов в жизни человека — 12 – 17 лет (с небольшими отклонениями). Практически никто не избежал кризисных явлений в этом возрасте, но мало кто помнит о них. Поэтому многие родители огорчаются, встречая непонимание со стороны своих детей и пытаются воздействовать на них различными методами, только ухудшающими ситуацию.

В этом возрасте ребенок становиться личностью и пытается самоутвердиться, прежде всего, в среде сверстников. Он сравнивает себя с окружением, пытается стать своим. Мнение одноклассников или друзей по двору становиться более важным, чем родителей.

Все эти психологические изменения происходят на фоне взросления организма, сопровождаемого специфическими симптомами. Это усложняет и без того сложное положение и вызывает даже такие, ранее не проявлявшееся черты, как грубость, упрямство, самомнение.

Подросток начинает воспринимать себя как взрослого человека, возможности и полномочия которого значительно выросли. Минуя этап ощущения ответственности за свои действия, тинэйджер ставит в приоритет свои личные потребности, зачастую игнорируя мнение и желания других, в том числе родителей и других членов семьи.

Выход из ситуации — найти занятие, не позволяющее подростку замкнуться в своем мире и уйти в глубины самоанализа и самокопания. Эти состояния не подтверждены надлежащим опытом и приводят к депрессиям или излишне острым реакциям на внешне безобидные для окружающих события.

Самый простой способ — социальная активизация. Подражая взрослым, ребенок усваивает новые для себя правила поведения. Это выводит его развитие на  более высокий уровень, определяет кругозор, расширение сферы интересов и способствует более оптимистичному взгляду на будущее.

Центры развития подростков в Харькове созданы с целью направить внутреннюю энергию детей в нужное русло и правильно реализовать потенциал самоутверждения. В центрах работают опытные грамотные педагоги, отлично знающие психологию подростков и умеющие найти к ним подход в самых сложных ситуациях.

Ранний период самоопределения — 12-14 лет. В этом возрасте ребенок стремится к самоопределению и выработке понятной ему системы координат. В возрасте 15 – 17 лет внимание подростка направлено на более конкретные цели выбора будущей профессии и своего места в жизни, согласно его представлениям об окружающем мире.

Поиск своей цели и самоутверждение часто сопровождается заметными изменениями поведения и характера. Эти возрастные особенности характерны для всех детей, но быть сторонним наблюдателем родителям не стоит. Направлять все действия подростка при помощи профессиональных педагогов — оптимальный выход из сложной, но неизбежной ситуации.

    Физиологические изменения. Под половым созреванием имеется в виду двухлетний период интенсивного роста, который предшествует половой зрелости. Половая зрелость у девочек начинается с первым менструальным циклом. У мальчиков нет такого ярко выраженного события.

У большинства девочек половое созревание начинается в 11 лет, и первый менструальный цикл бывает двумя годами позже – в 13 лет. Но у довольно многих девочек половое созревание начинается в 9 лет.  Бывает, что оно начинается только в 13 лет.

В исключительных случаях  половое созревание девочек начинается уже в 7 лет или только в 15 лет. Более позднее или раннее половое созревание не означает неправильного функционирования желез внутренней секреции.  Это значит только то, что они работают по разным расписаниям.

Это индивидуальное расписание – вероятно наследственная черта. Если половое созревание у родителей наступило позже, то у их детей оно обычно наступает позже.      

     Половое созревание мальчиков начинается в среднем на два года позже, чем у девочек. Если у девочек половое созревание начинается в среднем в 11 лет, то у мальчиков – в 13 лет.

Оно может начаться уже в 11 лет или в редких случаях даже раньше, но может задержаться и до 15 лет, а у очень немногих мальчиков – и дольше.  Мальчик начинает расти с удвоенной скоростью. Его половые органы интенсивно развиваются и вокруг них вырастают волосы.

Позже начинают расти волосы под мышками и на лице. Голос ломается и становится ниже.                     

      Мальчик, так же как и девочка, может пережить период  физической и эмоциональной неловкости, стараясь научиться управлять своим новым телом и новыми чувствами.  Так же как его голос – то высокий, то низкий, сам он – одновременно и мальчик и мужчина. 

       Здесь уместно поговорить о трудностях взаимоотношений между мальчиками и девочками в школе в период полового созревания и зрелости.  В одном классе учатся мальчики и девочки одного возраста, но между 11 и 15 годами девочка практически на 2 года старше мальчика того же возраста.

Она опережает мальчика по развитию, она выше ростом, у неё более «взрослые» интересы. Ей хочется ходить на танцы и принимать ухаживания, а он ещё маленький дикарь, который считает постыдным обращать внимание на девчонок. В этот период при организации внеклассных мероприятий лучше объединять различные возрастные группы, чтобы детям было интереснее.

Особенности организма подростка

       Мальчик, чье половое созревание задерживается, который всё ещё меньше других по росту, в то время как его товарищи вырастают в мужчин, ещё больше нуждается в утешении, чем отстающая в половом созревании девочка. Рост, телосложение и сила играют огромную роль в глазах детей этого возраста.

Но в некоторых семьях, вместо того, чтобы успокоить мальчика, что со временем и он вырастет на 24-27 см, родители ведут мальчика к врачу, умоляя провести курс специального лечения. Это ещё больше убеждает мальчика, что с ним действительно что-то не в порядке.

 Разумнее и безопаснее позволить нормальному мальчику развиваться в соответствии со своим индивидуальным, врождённым «планом».

Половое созревание меняет структуру кожи. Поры увеличиваются и выделяют больше жира. От скопления жира, пыли и грязи образуются угри. Угри ещё больше расширяют поры, что облегчает проникновение под кожу бактерий, вызывающих небольшую инфекцию или прыщик.  У подростков также усиливается выделение пота.

  Небольшая особенность строения его тела или функционирования организма сразу же убеждает мальчика, что он не такой, как все, что он хуже других. Подросток так быстро меняется, что ему трудно разобраться, что он собой представляет.

Его движения становятся угловатыми, потому что он ещё не может управлять своим новым телом так легко, как раньше; аналогично вначале ему трудно управлять и своими новыми чувствами.  Подросток легко обижается на замечания. В какие-то моменты он чувствует себя взрослым, умудрённым жизненным опытом и хочет, чтобы окружающие относились к нему соответственно.

Но в следующую минуту он чувствует себя ребёнком и ощущает необходимость в защите и материнской ласке. Его могут беспокоить половые желания. Он ещё не очень ясно представляет себе, откуда они исходят и как поступать. Мальчики и девочки в этом возрасте часто влюбляются. Например, мальчик может восхищаться своей учительницей.

Спустя некоторое время, мальчики и девочки, учащиеся в одной школе, начинают мечтать друг о друге, но пройдёт ещё много времени, прежде чем самые застенчивые найдут в себе смелость выразить свои чувства в лицо.

Требование свободы часто означает страх перед ней. Почти все подростки жалуются, что родители стесняют их свободу. Для стремительно взрослеющего подростка естественно настаивать на своих правах достоинстве, приличествующих его ступени развития.  Ему приходится напоминать родителям, что он уже не ребёнок.

Но родители не должны буквально понимать каждое требование ребёнка и уступать без разговоров. Дело в том, что подростка пугает его стремительный рост. Он совершенно не уверен  в своей способности быть таким знающим , умелым, утонченным и обаятельным, каким бы ему хотелось быть. Но он никогда не признается в своих сомнениях ни себе, ни тем более родителям.

Подросток боится своей свободы и в то же время протестует против родительской опеки.

Частые вопросы родителей

Как понять, что у мальчика неправильно идет половое развитие?

Если в 15 лет нет ни одного признака (рост волос на лице, под мышками увеличение мошонки, полового члена, изменения голоса), то нужно обратиться к эндокринологу или андрологу. Оценить соответствие роста тела можно, понаблюдав за сверстниками сына.

Когда остановится рост тела девочек?

Максимальный период роста проходит до 16-17 лет, потом до 23-25 лет он увеличивается, но уже совсем незначительно.

Повлияет ли начало половой жизни на угревые высыпания?

На них влияют не сексуальные контакты, а чувствительность кожи к мужским гормонам. Поэтому после окончания созревания у большинства акне проходят. При устойчивой форме нужно проверить сахар в крови.

Подростковый возраст считается самым сложным для обучения и воспитания ребенка. В период от 12 до 17 лет происходит переход из детства во взрослую жизнь. Данный процесс сопровождается серьезной психологической и физиологической перестройкой. Основная задача родителей и педагогов в это время – поддержать ребенка и помочь ему преодолеть все личностные кризисы.

Особенности подросткового возраста связаны не только с переходом личности на новый уровень развития, но и с бурными физиологическими изменениями. Половое созревание и неравномерное физиологическое развитие определяют многие поведенческие реакции подростка. Родителям важно учитывать эти факторы, что поможет лучше понимать ребенка.

Основные особенности физиологического развития подростка связаны с половым созреванием и быстрым физическим ростом. У ребенка наблюдается резкое изменение роста, веса и пропорций тела, формируются вторичные половые признаки. У девочек начинаются менструации, у мальчиков – рост волос на лице и теле, первые поллюции, «ломка» голоса.

Быстрая перестройка организма провоцирует эмоциональную неустойчивость и резкие колебания настроения. У мальчиков период наибольшей эмоциональней нестабильности приходится на возраст от 11 до 13 лет, у девочек – 13-15 лет.

Отдельная проблема подросткового возраста проявляется в виде угловатости, которая связана с неравномерным ростом (сначала вырастают кисти рук и стопы, потом конечности, и только после этого – туловище). Многие подростки становятся неуклюжими, в связи с этим у них появляются серьезные комплексы.

Основные особенности психологического развития подростков связаны с изменением ведущей деятельности и социального статуса. Эти перемены характеризуются несколькими особенностями.

Ведущей деятельностью подростка становится общение со сверстниками, а взаимоотношения с родителями и родственниками отодвигаются на второй план.

Развитие ребенка в подростковом возрасте – переход от детства и зависимости от родителей к самостоятельной жизни и пониманию личной ответственности.

У подростка возникает потребность в принадлежности к какой-либо группе. Обычно такие группы отличаются специфическими формами поведения, имеют собственные нормы и установки.

Внешне они противоречат нормам, которые установлены взрослыми.

Смена интересов обычно плохо отражается на школьной успеваемости, поэтому родители пытаются ограничить ребенка в общении со сверстниками, что также порождает конфликты.

Подросток осознает свой меняющийся социальный статус, старается расширить собственные права, начинает стремиться к независимости. Это нормальный процесс, который позволяет ему исследовать свои возможности и научиться самостоятельности.

личность, анатомо физиологические особенности подростков

В этот период очень важны правильно установленные ограничения.

Предлагаем ознакомиться  Полиоксидоний – инструкция по применению, отзывы, цена, таблетки

Только с их помощью подросток сможет в безопасных условиях получить представления о рамках дозволенного, в то время как предоставление ему полной свободы действий может привести к весьма серьезным и необратимым последствиям.

Одна из частых родительских ошибок в период подросткового возраста – стремление полностью оградить детей от ошибок и трудностей. Родители сами получили негативный жизненный опыт, поэтому им кажется, что они все делают правильно, пытаясь направить ребенка на нужный путь. Но при этом они забывают, что человек не может учиться только на положительном опыте.

Взрослое, осознанное понимание себя и своей позиции в обществе может сформироваться, в том случае если подросток будет иметь представление, как о позитивных, так и о негативных сторонах жизни.

При этом родителям необходимо ограждать его от крайностей и не позволять совершать непоправимых ошибок.

Система требований и правил должна быть хорошо аргументирована и понятна ребенку. Важно, чтобы он принимал участие в ее обсуждении, знал обо всех предъявляемых к нему требованиях и был согласен с мерами наказаний за их невыполнение. Устанавливая подростку какие-либо запреты, необходимо опираться на следующие правила:

  • Каждое новое правило вводите путем диалога, в котором существует равенство позиций взрослого и подростка. Важно уважать право выбора ребенка, в том числе и право на совершение ошибки.
  • Ребенку нужно объяснять, что вас не устраивает в его действиях, но не в нем самом. При этом четко аргументируйте любой запрет.
  • Любые ограничения применяйте последовательно, а не используйте лишь в качестве угрозы.
  • Правил и запретов не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.
  • Позволяя ребенку принимать самостоятельные решения, нельзя допускать вседозволенности.
  • Не ограждайте ребенка от отрицательных последствий его действий или бездействия. Только так он может научиться ответственности.
  • Забота о ребенке должна выражаться не только в форме требований, но и в виде эмоциональной поддержки, искреннего интереса к его жизни, проявления гордости за него.

Своими нежелательными действиями или протестами ребенок всегда преследует определенную цель. Выясните, какова его мотивация, и попытайтесь совместно найти другие пути достижения цели. Например, если девочка начала злоупотреблять косметикой, вместо полного запрета лучше предложить дочке занятия с визажистом, где она научится наносить макияж красиво и со вкусом.

Если родители будут относиться к проблемам ребенка внимательно и с уважением, а также покажут, что как личность он имеет равные с ними права, им наверняка удастся пережить период подросткового возраста без больших потрясений.

Сколько длится гормональная перестройка у подростков

У девочек  

Результатом перестройки гормональной системы является:

  • увеличение молочных желез и матки, яичников;
  • созревание внутреннего слоя (эпителия) влагалища;
  • начало менструаций (после роста грудных желез через 2 года);
  • появление циклов с овуляцией (выход яйцеклетки для оплодотворения);
  • рост тела, укрепление костей;
  • оволосение лобка, подмышечных впадин;
  • отложение жира на бедрах и ягодицах (по женскому типу).

У девочек и мальчиков в гормональных изменениях участвуют одни и те же гормоны, но их эффекты будут разными. Это можно увидеть в таблице.

Название гормона

Функции у девочек

Роль у мальчиков

Фоллитропин

Развитие фолликулов, образование эстрогенов

Образование сперматозоидов

Продукция мужских гормонов яичниками, прогестерона желтым телом, овуляция

Синтез тестостерона яичками

Эстрогены

Рост груди, костей, влагалища, матки, овуляция, отложение жира

Рост костей

Тестостерон

Рост тела и волос в подмышечной области и промежности

Рост тела, мышц, костей, пениса, яичек, простаты, волос на лице, лобке, под мышками, низкий голос, повышение полового влечения, образование эритроцитов

Прогестерон

Изменения внутреннего слоя матки для прикрепления плодного яйца, развитие молочных желез

Участвует в обмене мужских гормонов

Запускает половое развитие гормон гипоталамуса – гонадолиберин. У детей его образование сдерживает мелатонин эпифиза (гормон сна). Когда его тормозное влияние слабеет, то вначале фоллитропин и лютропин гипофиза высвобождаются только ночью, а потом и в дневное время. В ответ яички мальчиков вырабатывают тестостерон, а только потом начинается образование половых клеток – сперматозоидов.

У девочек последовательность гормональной перестройки в подростковом возрасте другая – сначала растут фолликулы в яичниках, в них созревают яйцеклетки, образуются эстрогены. Только после этого начинается овуляции – разрыв фолликула и выход половой клетки.

Подростковый возраст сопровождается перестройкой всех желез. Повышается образование гормонов гипофиза, надпочечников и щитовидки, участвующих в росте, формировании половой системы.

Основные процессы связаны с увеличением:

  • соматотропного гормона гипофиза – обеспечивает удлинение тела и увеличение размеров внутренних органов;
  • кортикотропина – стимулирует надпочечные железы на образование кортизола (стрессового гормона), он регулирует давление, жировой обмен, мышечную силу;
  • тиреотропина – отвечает за синтез гормонов щитовидной железы, от которых зависит развитие нервной системы, физическая активность, укрепление костей.

Начало и окончание полового созревания заложены в генах. Но на их активизацию влияют факторы внешней и внутренней среды:

  • течение беременности у матери (токсикоз, угроза выкидыша, инфекции, применение медикаментов, облучение, контакт с токсическими веществами);
  • наследственная предрасположенность к гормональным нарушениям;
  • хромосомные болезни;
  • питание (при избыточном поступлении калорий перестройка гормонов начинается раньше);
  • болезни внутренних органов, эндокринных желез (воспаления тормозят, а опухоли, вырабатывающие гормоны, стимулируют половое развитие);
  • экологическая обстановка;
  • климат (например, южане созревают быстрее);
  • физическая нагрузка (недостаток и избыток одинаково вредны);
  • стрессы (нагрузки в школе, конфликты);
  • продолжительность сна.

подростковый возраст, особенности подросткового возраста кратко

Нередко гормональная перестройка организма у подростков нарушается на фоне:

  • ожирения или недостаточного веса тела;
  • вредных привычек – курение, прием алкоголя, наркотиков, увлечение тонизирующими напитками;
  • перенесенной инфекции (грипп, ОРЗ), особенно при ее осложненном течении, распространении на головной мозг;
  • черепно-мозговой травмы;
  • частых простудных болезней, ангины, ревматизма;
  • туберкулеза;
  • сахарного диабета;
  • психической травмы;
  • постоянных стрессов в семье или школе;
  • умственного, физического переутомления;
  • недостатка витаминов в пище, йода, белков и жиров, увлечения фастфудом;
  • соблюдения (чаще девушками) чрезмерно строгих диет;
  • смены места проживания;
  • инфекций, передающихся половым путем.
стресс в семье
Постоянный стресс в семье

Для физиологического (нормального) течения у подростков симптомы гормональной перестройки могут быть такими:

  • ускоренный рост тела, внутренних органов, их формирование запаздывает, поэтому функции сердца, легких и пищеварительной системы неустойчивые;
  • опережение удлинения костей роста мышечных волокон, движения становятся нескладными, угловатыми;
  • повышенная чувствительность кожи к мужским гормонам – избыточная сальность волос, лица, угревые высыпания;
  • потливость рук, тела, изменение запаха пота;
  • колебания эмоционального фона;
  • частые головные боли, повышенная утомляемость;
  • неусидчивость, сложность удержания внимания, плохая успеваемость.

Такие типичные симптомы подростки нередко переносят тяжело. Даже естественные менструации и поллюции вызывают иногда неприятие своего тела, депрессивные реакции. В этом случае важен откровенный разговор родителей с ребенком и заблаговременная подготовка его к будущим изменениям.

Гормональная перестройка в подростковом возрасте и температура в подавляющем большинстве случаев не связаны. Редко этот признак бывает при гипоталамическом синдроме. Так как гипоталамус отвечает за терморегуляцию, то его повышенная активность при половом созревании становится причиной роста температуры до 37,1-37,3 градусов. При обострении (кризе) она доходит до 38-39 градусов.

Типичные признаки:

  • повышена утром, снижается к вечеру;
  • не падает от обычных жаропонижающих, уменьшается при приеме мочегонных;
  • у пациента есть признаки вегетососудистой дистонии – неустойчивость давления, пульса, потливость;
  • нередко повышена масса тела.

подростковый период, подростковый возраст и его особенности

В среднем гормональная перестройка у подростков длится 5-7 лет. После появления месячных у девочек цикл 2 года остается неустойчивым, не всегда есть овуляция. Окончательное становление отмечается к 17-18 годам, но тазовые кости формируются до 19-20 лет. У мальчиков к 18-20 годам устанавливается стабильный гормональный фон, завершается развитие к 21-22 годам.

Половым созреванием называют период физиологических изменений, характеризующихся подготовкой организма к выполнению репродуктивной функции. В более широком понимании пубертатом можно назвать взросление, поскольку именно на этот период приходится закладывание фундамента личности человека. Процессы физиологических и психологических изменений происходят параллельно из-за влияния гормонов и реакции подростка на собственное состояние. В среднем пубертат может начинаться в 11-13 лет и заканчиваться в 18-19 лет. У девочек половое созревание обычно начинается раньше.

Главными регуляторами физиологических перестроек являются половые железы – яичники у женщин и семенники у мужчин. Эти органы выделяют в кровь гормоны, контролирующие развитие опорно-двигательного аппарата, половых органов и других анатомических структур. Влияние гормонов на центральную нервную систему обусловлено изменением баланса нейромедиаторов.

Аспекты психологических особенностей пубертата могут зависеть от следующих факторов

  1. Наследственность. Признаки, передающиеся от родителей, влияют на развитие нервной системы.
  2. Питание. Во время пубертатного периода организму требуется большое количество белков, углеводов, витаминов и минеральных веществ для развития органов, включая головной мозг.
  3. Влияние общества, включая взаимоотношение со сверстниками и родителями.

Во время пубертата возникают резкие изменения телосложения. Мальчики и девочки обращают внимание на непропорциональное развитие тела, вроде длинных конечностей, сутулости и большой головы. Все эти временные особенности влияют на самооценку человека. При этом гормональный фон лишь усиливает влияние рефлексии на психику.

Лечение патологий

Если причиной гормонального сбоя явилась опухоль, то подростков направляют на операцию.

Во всех остальных случаях врач может рекомендовать:

  • Изменения режима дня – достаточная продолжительность ночного сна (8-9 часов), отдых в дневное время.
  • Витаминные комплексы с минералами – Биовиталь с лецитином, Суперия для подростков, Алфавит тинейджер, Витрум юниор.
  • Препараты для заместительной терапии (тестостерон, эстрогены, прогестерон), стимуляторы их образования или тормозящие гормональный синтез. Девочкам могут назначить антиандрогены (снижают влияние мужских гормонов).

Периоды подросткового возраста

Подростковый возраст является не только кризисным, но и уникальным моментом в развитии каждой личности. Его «переходность» означает промежуточную стадию между детством, когда самостоятельное функционирование невозможно, и зрелостью, когда человек полностью принимает ответственность за свои решения и жизнь.

Принято считать, что возрастные границы данного этапа уровня психологического и физического развития приходятся на возраст 12-17 лет.

Предлагаем ознакомиться  О вреде пива для подростков

Но и этот промежуток имеет свою определенную периодизацию:

  • предподростковая — 10-11 лет;
  • младшая подростковая — 12-13 лет;
  • средняя подростковая – 14-15 лет;
  • старшая подростковая -16-17 лет;
  • послеподростковая — 18-19 лет.

На каждом из 5 этапов ребёнок проходит стадии определенных физиологических и психологических метаморфоз.

Основной особенностью переходного возраста является неравномерность.

Она проявляется в различиях между развитием мальчиков и девочек: к примеру, у девочек нередко подростковая стадия наступает на 2 года раньше (в 10 лет) и заканчивается в 15 лет, а у мальчиков бывает нарушена периодизация: к примеру, один подросток-мальчик в 15 лет может находиться в младшей подростковой стадии, а другой подросток-мальчик в 15 лет уже на старшей подростковой стадии. Такое течение переходного возраста является условной нормой.

Большинство колебаний настроения, веса, самочувствия детей проходят без необходимости лечения. Тем не менее тяжелое течение угревой сыпи может составлять рубцы на лице, потливость и ожирение нарушают контакты ребенка со сверстниками. Поэтому необходимо своевременно обращаться к эндокринологу для их лечения.

консультация подростка у эндокринолога
Обязательно своевременно обращаться к эндокринологу

Родители должны следить за режимом дня, здоровым питанием.

В период ускоренного роста не рекомендуются:

  • физические и умственное перегрузки, они нарушают установление связей гипофиза с половыми железами;
  • низкая подвижность и длительная работа за компьютером, так как тормозится активность надпочечников и щитовидной железы;
  • использование электронных гаджетов перед сном, это тормозит перестройку эпифиза и гипоталамуса, сбивает биоритмы;
  • переедание, избыток сладкого, так как нарушается образование инсулина и реакция на него тканей, изменяется баланс между половыми гормонами.

Для гормонального синтеза нужны:

  • рыба, индейка, яйца;
  • растительные масла;
  • молочные продукты средней жирности;
  • орехи и зелень;
  • свежие овощи и фрукты, ягоды.

Работу надпочечников улучшает витамин В5. Его много в бобовых, овсянке и гречке, зеленых овощах.

Особенности психологии подросткового возраста

Для подростков в период пубертата характерны определенные черты личности. Учет этих особенностей важен для профилактики психических расстройств и правильного воспитания. При этом следует иметь в виду, что выраженность тех или иных черт личностей варьируется в зависимости от половой принадлежности, возраста и индивидуальных качеств человека.

Основные черты личности

  1. Неадекватная самооценка. Стремление к самовыражению, показной взрослости, признанию собственного авторитета и интеллектуальное развитие способствуют формированию у подростка взгляда на собственное положение в обществе. Для людей в этом возрасте характерна сниженная или неадекватно завышенная самооценка. В старшем возрасте эта проблема обычно исчезает, однако возможно формирование комплексов, постоянно влияющих на самооценку.
  2. Импульсивное поведение. Прагматизм не является популярным взглядом на вещи среди подростков из-за отсутствия личного опыта и эмоциональной нестабильности.
  3. Отсутствие опыта, «горячий рассудок», отсутствие самостоятельности и желание узнавать новое – это факторы, определяющие доверчивость и наивность подростка.
  4. Эмоциональная лабильность – нестабильное состояние психики, характерное для многих подростков. Эта черта личности проявляется постоянными перепадами настроения, раздражительностью и агрессивностью. Настроение ребенка в течение дня может сменяться периодами плаксивости и эмоционального возбуждения.
  5. Неразвитый эмоционально-волевой контроль. Такую особенность также можно связать с эмоциональной нестабильностью и внушаемостью. Процессы торможения, связанные с функциями коры головного мозга, все еще развиваются во время пубертата, поэтому молодые люди с трудом контролируют собственные импульсы. Взрослый человек почти всегда может вовремя остановиться благодаря инстинкту самосохранения или жизненному опыту, однако детям может быть попросту недоступен такой психологический механизм.

Все перечисленные особенности отличают подростка от взрослого человека. Сохранение подобных черт личности у взрослых психологи называют инфантилизмом.

Главным психологическим новообразованием подросткового возраста является появление самосознания, отчётливое ощущение своего собственного «Я», желание построить его в соответствии со своими идеалами. Формирование самосознания начинается у ребёнка уже с 10 лет, но приобретает отчётливые черты к 12 годам.

С его появлением становится заметным более глубокое управление своим собственным поведением, чуткое понимание эмоций других людей, стремление к личностному развитию. Вместе с этим приходит и ощущение мнимой взрослости, теперь для подростка имеет основную важность лишь собственное мировоззрение, построенное на основе общественно-значимых и личностно-значимых ценностей конкретного ребёнка.

Социальная ситуация остаётся прежней, подросток всё так же является членом своей семьи, ходит в школу, общается со сверстниками, но его ценностные ориентации меняются, порой кардинально. Теперь школа для него уже не образовательное учреждение, а место активного построения взаимоотношений, ведь интимно-личностное общение – ведущая деятельность данного жизненного этапа.

Именно сейчас закладываются основы морали, усваиваются нормы социального поведения, закладывается нравственность. Любое поведение подростка является активным отражением социальной ситуации.

Так, к примеру, слишком ярое стремление к независимости вашего ребёнка отражает лишь то, что в семье к нему относятся не как к подростку, а как к маленькому.

Характерной чертой переходного возраста является амбивалентность реакций – подростка словно разрывает в разные стороны. Он очень стремится уйти из детства, но при этом оно является ему очень привлекательным.

Поэтому не стоит удивляться тому, что тинэйджер сначала долго, агрессивно и упорно доказывает вам, что он может и должен самостоятельно уехать на концерт любимой группы в другой город, но через некоторый промежуток времени уже просит вас поскорей вернуться домой с работы, потому что ему страшно одному дома или же он сильно соскучился.

Вне зависимости от пола ребёнка, успешность переходного возраста, в первую очередь зависит от семейных взаимоотношений.

Подростковый возраст и социум, взаимодействие с коллективом

Ведущей деятельностью для подростка является интимно-личностное общение, именно оно определяет направленность всего психического развития ребёнка. Социум и социальная среда являются местом, где осуществляется эта деятельность.

Социальная среда делится на:

  • дальнее окружение (знакомые, соседи, интернет, телевидение) – оказывает косвенное влияние через слухи, факты о поступках и прочее;
  • ближайшее окружение (семья, друзья, одноклассники) – оказывает прямое влияние через общение, личный пример, поступки.

Социальные пространства, где обитает подросток, обычно остаются прежними – он в семье, он ходит в школу и секции, он ходит гулять с друзьями. Но изменяется само место ребёнка в социуме – он активно стремится к взрослым ролям, копирует поведение старших.

И на этом этапе родителям стоит поддержать его стремления, возложить на него ответственные обязанности. Только при взаимодействии с социумом подросток сможет выработать оценочные критерии для себя и других, сформировать свои идеи и ценности, освоить нормы и правила, мораль.

Если в семье и школе гармоничная атмосфера, то тогда ребёнок получает наибольшее внимание из ближайшего окружения. Здесь родителям и значимым близким будет не так сложно взаимодействовать с подростком, ведь он доверяет, стремится прислушиваться к их мнению, сам идёт за советом. Но если понимания среди ближайшего окружения нет, то этот дефицит подросток будет стремиться восполнить из дальнего окружения.

Зависимость от социальной среды – это абсолютная норма в подростковом возрасте, так ребёнок познает себя. Именно поэтому девушки и юноши порой совершают необдуманные поступки, конфликтуют, меняют свои ценности. Так они просто ищут положительного подтверждения своим действиям от какой-то части социума.

Подростковый возраст и первая любовь

Появление первого осознанного чувства любви в подростковом возрасте – ещё одна важная и незаменимая ступень для дальнейшего роста и развития личности. Это чувство так же, как и другие подростковые явление, склонно одновременно оказывать и положительный и отрицательный эффект.

Так как подростки являются уже личностями, но ещё эмоционально незрелыми, то и переживания чувства влюбленности могут происходить аффективно ярко, драматично, неадекватно. Именно родителям стоит проявить терпение и мудрость, найти в себе силу аккуратно поддерживать своего ребёнка, дать ему переживать влюбленности без потерь.

Внимательный родитель сразу заметит, что его ребёнок начал испытывать тёплые романтические чувства.

Заключение

В период полового созревания важно уделить достаточно внимания своему ребёнку. Родителю следует рассказать про новые правила гигиены и ухода за своими половыми органами, научить ребёнка правильно бриться, девочку следует обучить пользоваться средствами личной гигиены.

Старайтесь сохранять поддерживающую атмосферу в семье, не стесняйтесь говорить с детьми о сексуальном воспитании, уделяйте внимание его эмоциональным реакциям. Объясните ему, на каком важном, но в тоже время и сложном этапе сейчас находится его организм. Все эти, порой эмоционально травмирующие подростка, изменения и неудобства подросткового периода временны, и их итогом будет полная гармония психики и тела.

Список литературы

  1. М. Аксюта, Т. Сандлер «Почему одни подростки трудны, а другие — нет. Воспитание с помощью окружения», 2014.
  2. Д. Бокум, Г. Крайг «Психология развития».
  3. А. Булгаков «Наши неуправляемые подростки», 2008.
  4. Л. С. Выготский «Психология развития человека».
  5. Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком», 2011.
  6. Н. Ю. Дмитриева «Кризисы детского возраста. Воспитание подростков»: моногр. 2016.
  7. М. Омарова «Особенности самосознания подростков», 2014.
  8. Полунина Н. В. Состояние здоровья детей в современной России и способы его улучшения / Н. В. Полунина // Вестник Росздравнадзора. — 2013. — № 5.
  9. Садовников Е. С., Гуляихин В. Н., Андрющенко Е. О. Здоровый образ жизни молодёжи: механизм мыследеятельности в системе заботы о себе».
  10. Ф. Райс «Психология подросткового возраста», 2014.
  11. Т. Роберт, Дж. Байярд. «Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей», 2011.
  12. Юрченко, И. В. Подростковая агрессия, 2012.
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Особенности организма подростка
Adblock detector