Массаж воротниковой зоны ребенку при зрр

Воротниковый массаж детям

Массаж воротниковой зоны детям в основном назначают при нервных или сосудистых проблемах, редко при нарушениях обмена веществ.Грудничкам обычно назначение звучит, как массаж с акцентом на плечевой пояс, или шею, и в основном причиной является повышенный или сниженый тонус мышц данной области.

Обычно врачи назначают на шейно воротниковую зону массаж детям в лечебных целях. Даже для профилактики эта область массируется очень редко, все ждут проблем)). Часто встречающиеся диагнозы, при которых массируется воротниковая область.ЗРР — задержка речевого развития.Массаж детям при ЗРР назначают для стимуляции развития речи.

ВСД — вегето-сосудистая дистония.Воротниковый массаж детям при вегето-сосудистой дистонии способствует урегулированию тонуса сосудов. Вообще при такой проблеме делается общий массаж, но особое внимание удетяют шейноворотниковой зоне потому что здесь распологается очень много артерий и вен участвующих в кровоснабщении головы.

Нестабильность шейного отдела позвоночника.Еще один недуг, который встречается у детей. При этой проблеме движения с большой амплитудой в шейном отделе противопоказаны, поэтому добавить гимнастику к массажу можно только статическую. В остальном, растирания, разминания проводятся в классическом варианте.

При нестабильности шейного отдела массаж ребенку делают для разогрева мышц и связок шеи, улучшения кровообращения и иннервации. Потом делается статика.Нарушение мозгового кровообращения.Нарушение кровообращения головного мозга может быть по разным причинам и в разных отделах. Приток или отток может быть нарушен в области шеи, соответственно, все что выше шеи испытывает недостаток в работе сосудистой системы. Задача врача найти очаг, а массажиста поспособствовать нормализации кровотока. Бывает, что обходится без врача.

Двигательные нарушения верхних конечностей.Всегда, когда речь идет о лечении рук, массаж шейно-воротниковой зоны ребенку делается в первую очередь. Это потому что иннервация рук начинается от шейных сегментов спинного мозга. Крупные кровеносные сосуды также к верхним конечностям приходят из области грудной клетки и надплечий.

Воротниковой зоной называется область, которая включает в себя:

  • Область шейных позвонков;
  • Задняя часть шеи;
  • Верхние мышцы плечевого пояса;
  • Боковая поверхность шеи;
  • Надключичные ямки.

Основная цель при проведении такого массажа  – добиться расслабления всех мышц и воздействовать на нервные точки данной области, которые напрямую связаны с различными органами и сосудами. Квалифицированное воздействие на рецепторы используется при лечении многих заболеваний, в том числе и у детей.

Полезный видео-ролик о логопедическом массаже для детей

Логопедический массаж для детей в домашних условиях имеет следующие цели:

  • нормализовать общий и артикуляционный тонусы мышц;
  • уменьшить проявления дефектов артикуляционного аппарата;
  • сформировать скоординированные и произвольные движения артикуляционных органов.

Логопедический массаж для детей в домашних условиях показан при:

  • расстройствах речевого развития;
  • неэффективности традиционных логопедических процедур;
  • ряде диагнозов, в который включены дизартрия, задержки в психическом и речевом развитии, фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
Логопедический массаж для детей родители могут проводить сами, получив предварительно консультацию специалиста

Ограничением в проведении логопедического массажа служат:

  • капиллярные болезни;
  • тромботические заболевания сосудов;
  • острая респираторная инфекция;
  • чрезмерная чувствительность тканей;
  • инфицированные раны;
  • тонзиллит.

Логопедический массаж для детей в домашних условиях помогает при дизартрии, если традиционные логопедические методы не приносят желаемого эффекта. В этом случае массаж проводится в дополнение к основным логопедическим и неврологическим процедурам.

При дизартрии мышцы органов артикуляционного аппарата малоподвижны, и произношение слов или звуков затруднено, поэтому комплекс мероприятий включает движения и упражнения, нацеленные на повышение мышечного тонуса языка и смежных органов, участвующих в артикуляции.

В раннем детском возрасте дизартрия успешно поддается лечению, которое состоит из комплекса процедур: общеукрепляющая физкультура, рефлексотерапия, логопедический массаж. Массаж языка при заболевании способен стимулировать тонус мышц и сделать язык ребенка более подвижным и гибким, что упрощает произношение звуков и слов; меняется техника звукопроизношения.

Предлагаем ознакомиться  ВИЧ при беременности: принципы терапии и профилактики, вероятность заражения ребенка

К тому же логопедический массаж для детей с дизартрией расширяет диапазон артикуляционных функций, а наиболее труднопроизносимые звуки становятся более доступными. К общим положительным эффектам от массажа также можно отнести улучшение кровообращения.

Перед началом проведения систематических процедур необходимо получить консультацию педиатра и невролога, чтобы исключить противопоказания и оценить общую работоспособность органов, участвующих в процессе артикуляции. Продолжительность сеансов зависит от возраста ребенка и порядкового номера процедуры массажа в цикле.

Логопедический массаж при дизартрии противопоказан при:

  • инфекционных заболеваниях полости рта;
  • лабиальном герпесе;
  • рвотном рефлексе.

Массаж проводится в двух основных позах: лежа и сидя. Для начала следует провести небольшую разминку для шейных и лицевых мышц. Далее мероприятие включает вращение языка ребенка в двух направлениях: по часовой стрелке и против часовой стрелки.

Затем с помощью указательного пальца следует произвести закручивающие движения, немного вытягивая язык вперед. Для того, чтобы достичь наилучшего результата и сделать мышцы языка наиболее подвижными, рекомендуется использование специальных приспособлений – логопедических зондов.

При работе с детьми с ДЦП наиболее приемлемы следующие типы логопедического массажа:

  1. Классический
  2. Точечный

Задачи логопедического массажа для детей с ДЦП:

  • воздействовать на нервы и мышцы для стимуляции развития нервной системы;
  • стимулировать двигательную активность;
  • улучшить вегетативную функцию;
  • улучшить кровообращение.

Целями разминки перед логопедическим массажем являются:

  • создание эмоционального настроя;
  • разогревание мышц перед массажем;
  • подготовка речевого аппарата к массажу;
  • стимулироване кровообращения;
  • активация обменных процессов.

Разминка проводится в течение нескольких минут ежедневно. Логопедическая разминка состоит из дыхательных упражнений, логоритмических заданий для активизации мимических мышц. Упражнение, стимулирующее мимику ребенка – игра-подражание.

Ребенок изображает заданных логопедом или родителем персонажей, используя мимику своего лица. Гимнастика для артикуляционного аппарата – это также элемент логопедической разминки. Ребенку предлагается сделать упражнения, разогревающие мышцы лица.

  • классический массаж; заключается в двух типах воздействия: расслабляющего и возбуждающего;
  • точечный вид массажа; воздействует на те участки тела, где сконцентрированы нервные окончания и сосуды;
  • аппаратный массаж; требует использования вибрационных и вакуумных инструментов;
  • зондовый тип; проводится при помощи логопедических зондов;
  • массаж ложками; проводится с использованием столовых, чайных, детских силиконовых ложек.
  • массаж щеткой; проводится при помощи частей зубной щетки.

К классическим приемам можно отнести 4 основных действия: растирание, вибрация, разминание и легкое поглаживание. Выбор приемов зависит от целей массажа. Если целью является расслабление мускулатуры, то используется поглаживание. Если требуется активизировать работу артикуляционной мускулатуры, то массаж проводят энергичными и интенсивными вибрациями, растираниями, разминаниями.

Массаж воротниковой зоны ребенку при зрр

Последнее особенно важно для подростков, у которых наблюдаются проблемы из-за нестабильности гормонов. Массаж в данном случае применяется как вспомогательный метод исправления проблемы. Также через рецепторы данной области можно воздействовать на сердечно сосудистую систему, легкие и желудок.

Кроме того, массаж делается для укрепления мышц, а также для снятия напряжения и переутомления. Положительно воздействует процедура на суставы шеи, спины и плеч. Есть позитивные результаты и при таком диагнозе, как умственная отсталость. Сеансы массажа способствую улучшению циркуляции крови.

При ЗРР

Обычно такой диагноз ставят в 3–4 года – это может быть связано как с индивидуальными особенностями развития, так и с некоторыми проблемами в физическом и психическом здоровье. Массаж при ЗРР помогает активировать необходимые рецепторы мозга, которые связаны напрямую с речью ребенка. Также оказывается положительное рефлекторное воздействие на мышцы речевого аппарата.

При нарушении осанки воротниковый массаж дает следующий результат:

  • Укрепляет мышечный скелет, который отвечает за удержание позвоночного столба в правильном положении.
  • Нормализует тонус мышц,
  • Снижает усталость и боль в мышцах после долгого периода сидячей работы.

При нарушениях осанки врачи рекомендуют делать массаж ребенку дома или в лечебном учреждении – это зависит от тяжести и явности искривления. Чем тяжелее состояние, тем более профессиональный подход необходим процедуре.

Предлагаем ознакомиться  Полтора месяца нет месячных

Массаж воротниковой зоны имеет ряд противопоказаний:

  • Травмы в области шеи, открытые раны;
  • Бактериальные и инфекционные заболевания;
  • Новообразования 4 стадии и выше;
  • Воспалительные процессы в области шеи и спины.

При наличии противопоказаний делать массаж запрещено, поскольку это может негативно сказаться на здоровье ребенка и принести больше вреда, чем пользы.

▼СОВЕТУЕМ ОБЯЗАТЕЛЬНО ИЗУЧИТЬ▼

Техника

Ребенок во время массажа должен лечь на живот на твердую поверхность, руки вытянуть вдоль тела. Если есть нарушения осанки, то голова должна быть повернута в сторону, противоположную от искривления.

Правильная техника включает в себя следующие этапы:

  1. Поглаживание от нижней части грудного отдела до подмышечной области, затем осуществляется переход к шее, надплечьям и суставам.
  2. Область спины массируется двумя руками.
  3. Происходит продольное растирание. Делается это подушечками пальцев по позвоночнику к предплечьям. Длится воздействие около 30 секунд, потом опять выполняются поглаживание. Если движение проводятся правильно, то кожа будет смещаться, из-за темпа.
  4. Растирание проводится ребрами ладоней и одновременно подушечками пальцев. Время такого воздействия – 20 секунд.
  5. Спиралевидные движения пальцами от грудного отдела и по ходу расположения пучков трапециевидной мышцы.
  6. Спиралевидное разминание в районе околопозвоночных мышц спины. Обязательно воздействовать на мышцы межлопаточной области – это имеет огромное значение особенно для детей школьного возраста. Но при этом необходимо быть очень аккуратным, поскольку это уязвимое место.
  7. Следующий шаг – 30 секунд разминка предплечий.
  8. Потряхивание с небольшой амплитудой и возможно поколачиванием.
  9. Финальное поглаживание.

Если мама сама решила делать такой массаж ребенку в домашних условиях, то необходимо изучить литературу и посмотреть обучающие видео.

Особенности процедуры

Процедура массажа детям проводится в спокойной, доброжелательной обстановке и длится не больше получаса. Для достижения положительного результата понадобится 20 процедур. Спустя несколько месяцев массаж можно повторить, чтобы закрепить необходимый результат.

Детский массаж это особенная процедура, которая требует специального подхода:

  • Детям до года делать массаж можно только с 7 недельного возраста;
  • В возрасте младше месяца допускается только поглаживание;
  • Разминка и вибрация допускается только после 2-х летнего возраста.

Чтобы получить ожидаемый эффект от массажа, нужно обратиться к мануальному терапевту. Этот специалист с высокой квалификацией, сможет эффективно провести процедуру и выправить ребенку осанку, а также убрать симптомы хронической усталости.

Массаж воротниковой зоны ребенку при зрр

При проведении коррекционной логопедической работы с ребенком, имеющим нарушение речи, логопедический массаж выступает как дополнение к занятиям с логопедом, дефектологом, рефлексотерапии и лекарственной терапии. Для проведения процедуры логопедического массажа дома следует получить консультацию логопеда или пройти кратковременную стажировку.

Дома массаж можно проводить при помощи зубных щеток или ложек разного размера. Следует учесть, что такие процедуры нельзя проводить ежедневно, так как возможно чрезмерное раздражение или даже повреждение слизистой оболочки и тканей. Логопеды рекомендуют проводить массаж ложками и щетками через день.

Массаж при заикании

Заикание у детей обычно связано с невротическими или физиологическими проблемами. Помимо артикуляционной гимнастики, общеукрепляющих упражнений, успешно используется логопедический массаж. Массируемая область включает верхнюю часть спины и груди, шею, плечи и голову.

По видам воздействия различают сегментарный массаж, заключающийся в массировании артикуляционных мышц, и точечный массаж (акупрессура), воздействующий на биологически активные зоны.

Сегментарный массаж включает следующие манипуляции:

  • поглаживание, начинающее и завершающее сеанс;
  • растирание, активизирующее кровообращение и стимулирующее обменные процессы в организме;
  • разминание, активизирующее мышечные процессы;
  • вибрация, воздействующая на тонус мышц;
  • нажатие, стимулирующее обменные процессы.

Точечный массаж при заикании воздействует на речевой центр, снижая его возбудимость. Это один из наиболее подходящих типов массажа в домашних условиях, требующий лишь недолгой стажировки у специалиста. Действие акупрессуры подобно иглоукалыванию. Пальцами производятся надавливания разной силы на точки, находящиеся в области предплечья, шейного отдела и лица.

Предлагаем ознакомиться  Грудной ребенок плохо спит ночью, часто просыпается: что делать

Логопедический массаж для детей с заиканием в домашних условиях проводится в дополнение к комплексу мер, нацеленных на устранение заболевания (общеукрепляющие процедуры, профессиональная помощь психотерапевта для выявления причин заикания).

Моторная алалия

С помощью массажа при моторной алалии можно добиться следующих результатов:

  • улучшение работы артикуляционного аппарата;
  • снижение мышечного тонуса;
  • координация движения мышц лица и языка;
  • повышение чувствительности тканей;
  • уменьшение саливации.

Парез

Массаж при парезе лицевого нерва назначается после прохождения больным тщательного обследования, включающего консультации невролога, офтальмолога, терапевта. В данном случае массаж назначается в комплексе с лечебной гимнастикой. Массаж лица при парезе улучшает кровообращение на пораженной стороне лица, восстанавливает функцию мышц, предотвращает контрактуры.

Особенностью массажа при данном заболевании является то, что необходимо именно повышение мышечного тонуса артикуляционной мускулатуры. Первая неделя сеансов проводится только на здоровой части лица. На втором этапе действия перенаправляют на сторону поражения, ограничивая при этом движения для здоровой зоны лица.

К приемам, допустимым в данном случае, относят:

  • поглаживание;
  • очень легкие вибрации;
  • легкое трение;
  • щадящее разминание.

ФФНР

Дети, страдающие от фонетико-фонематического недоразвития подвержены также риску дислексии и дисграфии, поэтому важно своевременно начать комплекс мероприятий, включающий домашний массаж. При ФФНР искажаются, заменяются, опускаются звуки; плохо вычленяются звуки в речевом потоке.

Логопедический массаж для детей, проводимый в домашних условиях, способен сделать артикуляцию более четкой, поставить и автоматизировать произношение. Этот тип массажа не требует специальных логопедических инструментов. Используется столовая ложка, реже – зубная щетка.

Техника массажа ложками при фонетико-фонематическом недоразвитии:

  • поглаживание вдоль языка выпуклой стороной;
  • надавливание на центральную часть языка внутренней стороной;
  • скатывание от основания к кончику языка;
  • толчки выпуклой частью из стороны в сторону;
  • постукивание кончиком ложки.

Аппаратный массаж

Целями данного массажного комплекса являются:

  • устранение проявления речевых дисфункций, моторной алалии, задержки речевого развития;
  • нормализация тонуса мышц;
  • совершенствование произносительных навыков артикуляционного аппарата.

Аппаратный логопедический массаж в домашних условиях требует наличия логопедических массажеров, воздействующих на ткани вибрациями высокой частотности. Эти инструменты имеют съемные части и способны оказывать как расслабляющее, так и активизирующее действие на мышцы органов речевого аппарата.

Точечный массаж

https://www.youtube.com/watch?v=4N6Ml_D6u6c

Целью точечного логопедического массажа является воздействие на зоны акупунктуры (БАТ). Биологически активные точки содержат скопления нервных окончаний, массажная стимуляция которых вызывают ответную реакцию. Чтобы обнаружить активные зоны и точки, следует скользящими движениями провести по зоне массажа.

Массаж воротниковой зоны ребенку при зрр

Если тонус мышц повышен, используется тормозной вид массажа с расслабляющим эффектом. В данном случае подушечками пальцев производят разглаживающие движения. Если тонус снижен, то показан стимулирующий тип массажа. Ритмичными и энергичными движениями производят надавливания и растирания активной точки.

Массаж зубной щеткой

Данный тип массажа заключается в массажных воздействиях логопеда на язык ребенка при помощи индивидуальной зубной щетки и салфетки. Язык ребенка фиксируется при помощи салфетки, а зубная щетка массирует язык. Движения сопровождаются чтением стихов и сказкотерапией.

Такой массаж показан детям со слабыми мышцами и низким тонусом языка. В домашних условиях такой массаж служит альтернативой зондовому логопедическому массажу. Важно массировать продольные мышцы и поперечную мышцу языка.

Массаж ложками

Массаж ложками – действенный способ исправления дефектов речи. Данный тип массажа проводится логопедом или родителем при участии самого ребенка. Ребенку дается 2 ложки в обе руки, и он повторяет движения, показанные взрослым. Все упражнения выполняются под чтение стихов.

Стихотворение содержит инструкции, описывает порядок и способ выполнения упражнения. Движения включают растирания, надавливания, постукивания различными частями ложки (черенком, выпуклой стороной, внутренней стороной)

Результаты домашнего массажа

Также наблюдается прогресс в развитии нервной системы ребенка. Если логопедический массаж проводится для детей с речевыми нарушениями, наблюдается активизация мышц, ранее обладавших недостаточную сократительную силу; при спазмах и повышенном тонусе наблюдается ярко выраженный расслабляющий эффект.

Логопедический массаж для детей в домашних условиях при дизартрии, заикании, ЗРР, ДЦП, моторной алалии, парезе, ФФНР. Обучение, видео

Оформление статьи: Е.Чайкина

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Массаж воротниковой зоны ребенку при зрр
Adblock detector