Неправильное положение руки при письме

С какого возраста нужно обучать ребенка

Педагоги советуют показывать детям верное положение карандаша или фломастера сразу, как только они заинтересуются этими предметами.

Но в раннем возрасте (1-2,5 года) мелкая моторика развита плохо, поэтому ребенку может быть сложно удерживать ручку несколькими пальцами.

Чтобы подготовить малыша к письму, надо:

  • выполнять пальчиковую гимнастику;
  • перекатывать или нанизывать на нитку бусины;
  • делать аппликации из бумаги;
  • развязывать простые узелки;
  • мять в руках игрушки разной формы.

В 3 года можно подключать такие занятия, как:

  • пришивание пуговиц или заплетание косичек;
  • закрашивание крупных элементов раскраски;
  • дорисовывание фигуры по контуру;
  • сборка крупных конструкторов;
  • лепка из пластилина.

Зачем нужно учить детей правильно держать ручку

Неправильное положение руки при письме

К школьному обучению ребенок должен уметь разборчиво изображать печатные буквы и цифры.  Для этого необходимо сразу научить ребенка правильно держать ручку или карандаш, чтобы впоследствии не надо было переучивать. Правильное положение ручки (карандаша) в руке ребенка поможет быстрее овладеть навыками красивого письма.

Это нужно, чтобы учитель мог определить правильность написанного слова, а ученик прочитать его. Главное условие к овладению такими навыками – развитие моторики и зрительного восприятия форм. Упражнения по развитию моторики и координации движений является важной составляющей подготовки руки к письму.

Если будущие ученики не правильно держат ручку (карандаш), то очень трудно добиться от них четкого написания букв в приемлемое время. Таким образом у ребенка формируется медленная, излишне напряженная манера писать, что  является серьёзной причиной неуспешности выполнения письменных заданий в школе и необходимость большего времени для выполнения домашнего задания.

Обучать письму следует начинать не с написания букв, а с простых бытовых действий: координировать свои движения при одевании, раздевании, уборке игрушек, помощи маме в чистке овощей и фруктов, рисовании любимых картинок и других бытовых действий. Успехи в технике письма зависят от сформированности и натренированности мышц руки.

Частые ошибки детей

При овладении письмом ребенок часто неправильно держит ручку. Специалисты выделяют наиболее распространенные ошибки:

  1. Бывает, что дети не чувствуют, какие усилия нужно прилагать при надавливании на карандаш, следовательно, он часто ломается. Нередко это заканчивается плохим настроением ребёнка, отпадает желание рисовать. Чувство «давления карандаша» можно развивать даже в быту. Хорошо помогает обучение намазыванию бутерброда: если прилагать слишком слабые усилия, то масло останется на ноже, а при сильном надавливании в хлебе получится дырка. Детям такое занятие обычно нравится, а награда за верное намазывание получается наглядная, вкусная – «свой бутерброд» вкуснее! Родители должны правильно подобрать степень сложности задания: трёхлетним дошкольникам лучше брать масло, с этим продуктом справиться гораздо проще, и кроха обрадуется, услышав от мамы: «Видишь, ты можешь сделать самостоятельно. Молодец!». Намазать на хлеб мёд либо сгущённое молоко – задача уже детям постарше.
  2. Ошибкой можно считать момент, когда ребенок начинает пользоваться ручкой слишком рано. Специалисты не советуют этого делать, так как ребенку нужно прикладывать достаточно много усилий при закрашивании, обведении контуров, проведении линий. Малыш устает от приложенных усилий, нервничает и негативно относится к предмету письма в дальнейшем. Ручку нужно давать после освоения карандаша, фломастера и кисточки.
  3. Часто у младших школьников встречается неправильное положение пальцев при удержании письменных принадлежностей. Психологи утверждают, что проблема начинается еще в грудничковом периоде. Кроха зажимает погремушку в кулачке и привыкает к такому обхвату предметов, а взрослые не придают этому должного значения.

Важно! Родителям нужно знать, что существует несколько показателей неправильного захвата ручки ребенком:

  • держит ручку в кулаке;
  • указательный палец ниже большого;
  • держит пишущий предмет в самом низу;
  • ручка лежит между большим и указательным пальчиками;
  • пальцы располагаются либо слишком близко, либо слишком или далеко от основания предмета для письма;
  • пишущий предмет направлен в противоположную сторону от плеча;
  • неоптимальный нажим (или чересчур сильно, или, наоборот, слабо);
  • рука напряжена и часто устаёт;
  • при письме поворачивается бумага, а не кисть.
Предлагаем ознакомиться  Какой врач выписывает феназепам

Поможет научить ребенка красиво писать правильный захват ручки или карандаша. Ориентиром служит нарисованная точка, куда следует размещать указательный пальчик. Правильное положение ручки: мизинец, безымянный и средний пальцы загнуты к ладони, указательный и большой пальцы соприкасаются. Письменную принадлежность нужно положить сверху на углубление между пальцами на согнутый средний палец.

Простые способы привить правильное письмо

При обучении письму особое внимание требует ребенок – левша. Часто родители спрашивают, как держать ручку левше? Специалисты утверждают, что нельзя переучивать дошкольников, если они берут вещи, рисуют, пишут левой рукой. Может развиться тревожность, утомляемость, появятся разные страхи, неврозы, капризы, понизится самооценка. Необходимо учитывать мнение ребенка и понимать, что левую руку ему использовать удобно.

  • Левша не может писать с наклоном. Это связано с тем, что пишущая рука загораживает линию письма. Лучше повернуть тетрадь вправо и писать прямо, строка не загораживается, соблюдается нужное положение спины и плеч. Правила сидения аналогичны, как и для праворуких детей, но левое плечо следует слегка подать вперёд.
  • Родители обязаны контролировать, как левша держит предмет для письма. Возможен вариант, когда он держит ручку перпендикулярно строке, наклоняясь вперед, тем самым, меняя позу и выдвигая вперед одно плечо. Для леворуких будущих первоклассников это допускается, если так делает правша, то нужно исправлять.
  • Осветительные приборы для леворуких детей требуется располагать по-другому. Освещение следует направлять с правой стороны. В школах это не предусмотрено, следовательно, таких учащихся рассаживают непосредственно у окна.
  • Леворукие дети медлительнее в темпе письма, их почерк имеет выраженные нарушения, буквы – нечеткое написание. Чтобы малыш развивал моторику, пространственное восприятие ему рекомендовано приобретать специальные прописи, при помощи которых можно научить левшу.
  • Существуют приемы обучения левши, как классические, так и новые, которые помогут родителям подобрать наиболее приемлемый для своего ребенка.

Поскольку многое родителю придется показывать на собственном примере, стоит убедиться, что он сам держит письменный прибор правильно.

Признаки верного положения ручки следующие:

  • она опирается на верхнюю фалангу среднего пальца, придерживаемая большим и указательным;
  • мизинец и безымянный палец подогнуты и находятся близко к ладони;
  • пальцы отстоят от кончика пишущего прибора примерно на 1,5 см;
  • угол наклона ручки равен 60º;
  • кисть не напряжена, мизинец может слегка касаться стола.

Чтобы научить малыша, лучше использовать карандаш или фломастер не толще 8-9 мм и длиной не более 10 см. Трехгранная форма предпочтительнее круглой.

Признаки того, что ребенок неправильно держит ручку, следующие:

  • большой палец постоянно сползает вниз, а указательный стремится вверх;
  • рука расположена далеко от пишущего кончика;
  • прибор удерживается щепоткой из трех пальцев перпендикулярно к бумаге;
  • кисть в напряжении, виден усиленный нажим на поверхность прибора;
  • грифель карандаша часто ломается при письме;
  • карандаш лежит почти горизонтально, а при необходимости изменить угол письма ребенок поворачивает бумагу, а не кисть.

Есть несколько эффективных методов, которые помогут в этом. Можно выбрать один из них или попробовать сразу несколько.

В канцелярских магазинах с недавних пор появились мягкие приспособления или ограничители в виде зверей или растений. Их форма такова, что не позволяет удерживать ручку неправильно. При этом занятия с малышами с использованием яркого аксессуара проходят веселее и интереснее. Существуют специальные ручки в форме рыбки, которые могут использоваться в качестве тренажера на первом этапе обучения ребенка письму.

Предлагаем ознакомиться  Как выглядит аллергия на подгузники у ребенка

В этой методике используют канцелярскую резинку. Она помогает зафиксировать правильный наклон кисти.

Держать ручку

Как научить ребенка правильно держать ручку с помощью резинки:

  • один конец резинки надевают на запястье, а другим стягивают верхнюю часть ручки;
  • привязывают к резинке небольшой брелок.

В носке или варежке прорезают отверстия для трех пальцев, которые участвуют в удерживании ручки. Таким образом, когда малыш наденет носок на руку, безымянный палец и мизинец останутся внутри и не будут мешать правильному письму. Чтобы сделать занятие интересным, можно украсить носок глазками из пуговиц, приделать ему хвостик или ушки.

Методики обучения правильному положению при письме можно использовать как для правши, так и для левши. Единственное, о чем необходимо помнить родителям: положение пальцев во втором случае будет зеркальным. Указательный палец будет придерживать ручку не справа, а слева.

Левши более эмоциональны, склонны к творческим занятиям. При этом многие из них одинаково хорошо пишут правой и левой рукой без давления со стороны взрослых. Что делать в таких случаях, решать родителям, но современные исследования подтверждают, что переучивание ребенка-левши вредно для его психического и физического здоровья. Последствиями такого давления могут стать энурез, невроз, задержки в развитии, заикание, нарушение сна, головные боли и другие проблемы.

Методика обучения

Мелкая моторика и навык, как правильно держать ручку при письме, развивается благодаря таким упражнениям и занятиям, как:

  • гимнастика пальцев;
  • аппликация с использованием пластилина, цветной бумаги;
  • лепка из пластилина (теста, глины);
  • вырезание ножницами;
  • собирание конструктора, рисование на песке;
  • работа с мелкими предметами (пуговицы, бусинки, камешки, крупа, фасоль, горох).

Научить ребенка правильно держать ручку помогут самые доступные средства: простые игры и упражнения, домашний труд, творческая деятельность.

  • Будущие ученики любят играть с водой и мыльной пеной, они могут мыть пластмассовые тазики, миски животных, деревянные ложки и кухонные лопаточки. В процессе мытья и вытирания предметов вместе с мелкой моторикой развивается координация движений, выполняемых обеими руками.
  • Маленьким детям интересен процесс приготовления пищи. Дошкольнику можно смело поручить нарезать огурцы, перчик и морковь на кусочки определённого размера или натереть их на тёрке. А если разрешить ему самому разложить на пицце нарезанные продукты, натереть на неё сыр, предложить помочь маме вырезать из теста формочками печенье, то малыш будет просто счастлив.
  • Для развития усидчивости и координации движений помогут раскраски. Здесь важно подобрать рисунки, соответствующие возрасту: чем меньше, тем крупнее детали. По освоению элементарных навыков раскрашивания усложнять задачу: попросить заштриховать деталь в определенном направлении, не поворачивая раскраску.
  • Дети с плохо развитой мелкой моторикой предпочитают играть в «свободные» игры, а взрослые, не обращают внимание, упускают шанс компенсировать малоразвитые способности. Настольные игры «Мозаика» или «Конструктор», игровые упражнения с пальчиками помогают развить моторику:
    1. «Рисунок» на ладони. Завязать глаза и «нарисовать» пальцем на руке геометрические фигуры. Он должен определить, что нарисовано.
    2. «Умная рука». Завязать глаза непрозрачной косынкой. Нужно распознать наощупь игрушки и предметы (кубики, шары), нарисовать их, развязав косынку.
    3. «Веселая обезьянка». Взрослому сесть напротив, сложить пальцы в определенной фигуре: квадрат, треугольник, круг. Использовать разные комбинации пальцев: согнуть большой, средний и безымянный («козочка»), согнуть мизинец и безымянный («собачка»). Одновременно проговаривать потешки. Малыш должен складывать пальчики, повторять «фигуру» в зеркальном отражении. Если возникнут трудности, то первое время сидеть рядом.
    4. «Сделай картинку». Предложить обвести квадраты, круги или пройти карандашом по нарисованному заранее лабиринту. Ему будет интересно, когда нарисует лабиринт самостоятельно.

Приучить ребенка правильно держать ручку помогут специальные тренажёры. Они продаются в канцелярских магазинах. Это специальные насадки с углублениями для пальцев, они сделаны в виде животных. Благодаря им невозможно держать ручку неправильно. Насадки производятся для пишущих правой и левой рукой.

Предлагаем ознакомиться  В каком возрасте приучать ребенка к горшку: когда сажать мальчика и девочку

Не стоит выбирать для ребят фигурную или яркую ручку. Письменные принадлежности не должны иметь непонятную форму, длину. Лучший вариант ручки для письма:

  • Длина – 15 см;
  • Диаметр – до 7 мм;
  • Круглая или треугольная форма;
  • Цвет стержня тёмный – синий, фиолетовый.

Родители должны контролировать позу во время тренировочных упражнений. Следует воспитать привычку правильной посадки еще до обучения. Алгоритм выработки осанки:

  1. Держать спину ровно, плечи располагать на одном уровне.
  2. Размещать локти на столе.
  3. От края стола до груди выдерживать расстояние до 2 см.
  4. Ноги нужно опирать на пол (подставку) и не перекрещивать.
  5. Тетрадь повернуть на 30 градусов влево. Её нижний левый угол направлять на грудную клетку.
  6. Расстояние от глаз до стола – это длина руки до локтя. Научить ребёнка проверять это нерабочей рукой (локоть стоит на столе, а кончики пальцев касаются виска).
  7. Голову слегка наклонить вперёд.
  8. Свет падает слева.

Девочка пишет

Важно! Развитие умения правильной посадки – это избежание нарушения здоровья: появление сколиоза, ухудшение зрения.

Осанка и поза за столом

Прежде чем приступать к письму и рисованию, следует убедиться, что ребенок правильно сидит за столом. Верхняя часть тела должна быть слегка наклонена вперед. При этом нельзя заваливаться на стол, касаясь его грудью. Локти лежат на поверхности, а обе ноги упираются в пол. Сутулость лучше поправлять сразу, пока она не вошла в привычку.

Стул также должен быть удобным. Слегка округлая спинка позволит ребенку упереться в нее поясницей, снизив нагрузку на спину при рисовании. Следует приучить малыша к правильному положению прописи или альбома: под углом 30º к телу.

Рекомендации родителям

  1. Занятия лучше начинать в раннем возрасте, контролируя верный захват игрушек, затем пишущих принадлежностей.
  2. Во время занятий нужно быть доброжелательным. Избегать наказаний при обучении, стараться больше хвалить, подбадривать.
  3. Не перегружать внимание ребенка, достаточно 10-15 минут ежедневно.
  4. В возрасте 4-5 лет определить рабочую руку.
  5. Специалисты не советуют учиться дошкольника писать до шести лет, так как физиологически он не готов к нажиму на ручку и внимательному слежению за написанием букв.
  6. Нельзя переучивать левшу, если он привык все держать левой рукой.
  7. Обучить правильной посадке и захвату пишущего предмета, расположению тетради.
  8. В семье нужна единая тактика требований.
  9. Учитывать индивидуальность, проявлять внимание к детским интересам, чувствам.
  10. Избавиться от вредных привычек ещё во время беременности. Доказано, что одна из главных причин нарушения зрительного восприятия, мелкой моторики и концентрации у детей является злоупотребление курением.
  11. Исследования показали, что телевизор и современные гаджеты препятствуют нормальному восприятию предметов. Разрешать смотреть телепередачи и мультфильмы ограниченное время.

Обучение в игре

Игровая форма занятий помогает быстрее закрепить навыки письма и не позволяет детям переутомиться.

Эти простые игры и приемы можно использовать с раннего возраста:

  • прежде чем переходить к письменным приборам, предложите рисование мелками для тренировки захвата;
  • переключите малыша на дартс, чтобы он почувствовал верное положение пальцев и затем перенес его на ручку;
  • поставьте фломастер вертикально и предложите его погладить;
  • объясните, что карандашику плохо, когда его держат неправильно, как если бы самого малыша на прогулку вели бы за ногу;
  • нарисуйте улыбающуюся мордочку на пальце — в том месте, где в него должен упираться прибор для письма;
  • предложите убаюкать карандашик, используя пальцы как подушку и одеяло;
  • сочините веселые стишки или песенку про ручку.

Не следует допускать переутомления во время занятий. Упражнения повторяют 5-6 раз, а затем переключают дошкольника на что-то другое: гимнастику, прогулку, подвижные игры, чтение вслух. Так он не потеряет интерес к занятиям письмом и рисованием и будет с нетерпением ждать следующей возможности достать карандаши.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Неправильное положение руки при письме
Adblock detector