Невротические расстройства у детей и подростков

Причины заболевания

Эмоциональная сверхчувствительность чаще всего встречается среди одаренных детей. У них самые сильные эмоциональные реакции на различные события и переживания.

Дети с такой особенностью имеют склонность к большой эмоциональной глубине. Они развивают сильные привязанности к людям, местам и вещам. Из-за их эмоциональной интенсивности, их часто обвиняют в чрезмерном выражении эмоций или чрезмерно драматичных и сильных реакциях на что-либо. Тем не менее, все эмоции у них реальны. Для таких детей муравьиная горка кажется огромной горой.

Эмоциональная сверхчувствительность также проявляется в излишней обеспокоенности о других. Они могут переживать за плачущего рядом ребенка или за друга своего же возраста из-закакой-то неприятности, которая с ним приключилась.

Эти дети не только сочувствуют людям, но и имеют особое отношение к животным. Они часто становятся вегетарианцами в юном возрасте, так как не могут смириться с тем, чтобы съесть живое существо.

Невротические расстройства у детей и подростков

Дети эту особенность не перерастают, поэтому эмоциональная чувствительность сопровождает ребенка и во взрослую жизнь.

Самый важный шаг для родителей эмоционально чувствительного ребенка — принять все его чувства, независимо от их силы. Возможно, первым порывом будет попытаться заставить ребенка перестать так остро реагировать и делать из мухи слона. Но помните, для такого ребенка муха — действительно размером со слона.

Не стоит также преуменьшать значение чувства ребенка или игнорировать его. Например, не говорите, что он слишком чувствителен, и что все будет хорошо. Ребенок не специально родился таким чувствительным, чтобы вам не угодить. И он, вряд ли, поверит, что все будет хорошо, только если вы так скажете. Вы же не можете знать наверняка?

Слушайте, что говорит вам ребенок без комментариев и суждений. Иногда он просто-напросто хочет, чтобы его поняли, а не прочли ему лекцию или напичкали его советами, и уж тем более — не хочет слышать осуждение. Особенно это правило применимо к маленьким мальчикам, потому что их часто считают менее эмоциональными, чем девочек.

Читай также:Гиперактивный ребенок в школе: советы родителям

Помогите ребенку понять, что его эмоциональная сверхчувствительность нормальна для одаренных деток. Вот почему так важно обсудить одаренность с ребенком, ведь он сможет сам, с помощью своего интеллекта, понять это явление и свои сильные чувства. Одним из способов помочь является придумать такую себе эмоциональную шкалу.

Сделать это нужно в момент, когда ребенок спокоен, выбрав и дав 1 балл событию, которое абсолютно его не трогает, и 10 баллов событию, которое было бы просто катастрофой. Когда ребенок расстраивается, воспользуйтесь этой шкалой, чтобы помочь ему осознать уровень события.

Помните, что дети с чрезмерной эмоциональной возбудимостью могут расстроиться или впасть в ступор, когда они физически не способны сделать то, что им хочется. Например, трехлетний малыш может создать у себя в воображении какой-то шедевр, но недостаточно развитая моторика не позволит ему превратить замысел в реальность. Не говорите ему, что все хорошо, потому что для него это совсем не так. Но хвалите его за усилия и подчеркивайте его достоинства.

Предложите ребенку завести дневник, писать рассказы или стихи, играть или сочинять музыку, создавать поделки или рисунки, заниматься физической деятельностью, чтобы справиться с эмоциями. Это отличный способ «выпустить пар».Не думайте, что ваш ребенок — это маленький взрослый человек.

Не ожидайте от него контроля над эмоциями только потому, что иногда он говорит и ведет себя как взрослый. С другой стороны, не давайте ребенку выходить из себя, если он расстроен. Нарушение правил всегда должно иметь последствия. Но наказывать только за чрезмерно сильное выражение эмоций — нельзя. Проблема ведь не в эмоции, а в плохом поведении. Например, ребенок не должен быть наказан за то, что она подавлен чем-то, а вот за то, что кидается игрушкой в друга, если расстроен — должен.

В некоторых случаях ребенку может понадобиться профессиональная помощь. Если вы верите, что психолог может помочь малышу, обязательно подыщите кого-то, кто работает с одаренными детьми и их эмоциональной нестабильностью.

Невротические расстройства у детей и подростков

Надеемся, статья о повышенной эмоциональной возбудимости ребенка была вам полезна. Исполняя все рекомендации психолога Казимира Дабровски ваш ребенок будет получать высокие результаты за свои достижения. 

Синдром гипервозбудимости может являться следствием перинатальной патологии ЦНС (гипоксической, травматической, инфекционной, токсико-метаболической) или других заболеваний детей раннего возраста.

Чаще всего причина синдрома гипервозбудимости у детей кроется в неблагополучном течении беременности и родовых травмах новорожденного, приводящих к внутриутробной гипоксии и поражению ЦНС. Этому могут способствовать токсикозы беременности, фетоплацентарная недостаточность, инфекционные заболевания будущей мамы, преждевременные роды, переношенная беременность, затяжное или стремительное родоразрешение, узкий таз роженицы и др. Неблагоприятным образом на развитие нервной системы плода влияет неконтролируемый прием будущей мамой лекарственных препаратов, табакокурение, употребление алкоголя, вызывающее фетальный алкогольный синдром. Поэтому дети с синдромом гипервозбудимости часто имеют клинический диагноз «перинатальная энцефалопатия».

Появление преходящей гипервозбудимости у детей может быть связано с нарушением реакции адаптации вследствие стресса, заболеваниями детского возраста (кишечными коликами, прорезыванием зубов, спазмофилией и рахитом, грыжами, дисбактериозом и пр.). Наконец, к гипервозбудимости склонны дети с особенностями темперамента (холерическим типом реагирования). Синдром гипервозбудимости характерен для детей с нервно-артритическим диатезом.

Проявления синдрома гипервозбудимости обычно развиваются в первые месяцы жизни ребенка. Основные признаки синдрома гипервозбудимости у детей включают соматовегетативные расстройства, повышенную нервно-психическую возбудимость и одновременно истощаемость.

У детей с синдромом гипервозбудимости отмечается усиленная спонтанная двигательная активность, нарушение сна (удлинение периода бодрствова­ния, трудности засыпания, прерывистый сон, вздрагивания во сне). Несмотря на хороший уход и достаточное количество пищи, дети ведут себя беспокойно, часто и беспричинно плачут. Во время крика у ребенка развиваются вегетативные реакции: акроцианоз, мраморность или покраснение кожных покровов, тахипноэ, тахикардия, усиление потливости. Дети с синдромом гипервозбудимости плохо берут грудь, часто прерываются во время кормления, склонны к обильным срыгиваниям, пищеварительным расстройствам (чередованию поносов и запоров), плохого прибавляют в весе.

Характерными признаками синдрома гипервозбудимости у детей служат перемен­ный мышечный тонус, тремор подбородка и рук, клонусы стоп, оживление врожденных безусловных рефлексов (спонтанного рефлекса Моро), горизонтальный нистагм. Различные внешние стимулы вызывают у детей быстрое развитие двигательных, сенсорных и эмоциональных реакций, которые столь же быстро угасают, что свидетельствует о повышенной психической истощаемости.

У не­доношенных детей синдром гипервозбудимости обычно является отражением снижения порога судорожной готовности, поэтому у таких малышей могут легко развиваться судороги (при гипертермии, действии чрезмерных раздражителей и т. п.).

В случае благоприятного течения выраженность проявлений синдрома гипервозбудимости у детей обычно уменьшается к 4-6 месяцам и исчезает в сроки до 1 года. В противном случае, по мере развития ребенка может обнаруживаться негрубое отставание в психомоторном и речевом развитии, гиперактивность, энурез, энкопрез, заикание, тики, парасомнии, тревожные расстройства, эпилепсия.

Нервное возбуждение обычно развивается, если человек подвержен частым стрессам, недосыпу, раздражению, нервозности или страдает психическим заболеванием. Все это может выражаться в частых конфликтных ситуациях с окружающими людьми. Иногда причиной развития повышенной нервной возбудимости являются не эмоционально-психические факторы, а тревожно-мнительные черты характера.

Симптомами нервного возбуждения являются – нарушения движений глазных яблок, несимметричность мышц лица, плохая ориентация во времени и пространстве, неловкость и несобранность. Кроме того, отмечаются головные боли и незначительная задержка интеллектуального развития. Именно бессонница является отличительным признаком повышенной нервной возбудимости.

Бессонница определяется состоянием человека, если он не может погрузиться в сон в течение трех-четрыех часов, метается в постели, стараясь отыскать удобное положение тела. Также человек может проснуться посередине ночи и лежать до утра с открытыми глазами. В некоторых случаях бессонница рассматривается как симптом какой-либо соматической патологии.

Ажитация представляет собой мощное эмоциональное возбуждение, при котором человек чувствует страх и тревогу. Это состояние усугубляется речевым и двигательным расстройством. Однотипные суетливые движения больной совершает неосознанно. Говорить в этом состоянии крайне не просто, поскольку сознание пребывает в ступоре, а возможность рассуждать и логически мыслить сводится к нулю.

Невротические расстройства у детей и подростков

Помимо этого отмечается бледность кожных покровов, тахикардия, дрожь в руках и повышенная потливость. Специалисты считают это состояние предпатологическим в пределах нормы, но в особо стрессовых ситуациях оно может серьезно усугубляться.

Ажитированная депрессия – это распространенный вид депрессии, который подразумевает чередование состояний тоски и тревоги. Человек может впадать в отчаяние, а спустя считанные минуты поддаваться панике и немыслимому страху. Такое расстройство именуется ажитированным от слова «ажиотаж».

Навязчивые неврозы

В большинстве случаев проблема невроза навязчивых состояний и тиков решается путем игровой психотерапии или курсом медицинского лечения, а чаще всего – сочетанием медикаментозного лечения и психологической работы с подавляемым нервным напряжением у ребенка.

Обессивные неврозы у детей проявляется в виде навязчивых различных движений и мыслей. Навязчивые состояния (обсессии) проявляются как непреодолимые и непроизвольно возникающие мысли, страхи, и, как следствие – навязчивые движения.

Навязчивые мысли

  • когда ребенок боится за здоровье и безопасность себя самого и своих родных
  • постоянно думает или представляет себе, что с ними может случиться что-то плохое
  • все время вспоминает негативные события, которые произошли с ним или с его родными в прошлом

Типичные навязчивые мысленные действия

  • прочитывание номеров автомобилей, вывесок, операции с числами и буквами из номеров и вывесок
  • подсчет фонарных столбов, домов, газонных ограждений и т.п.
  • постоянный поиск «любимых» и «нелюбимых» букв и цифр

Навязчивые движения и действия. Сфера их проявлений весьма обширна. Это может быть и нервный тик у ребенка, и навязчивые движения. Наиболее типичные навязчивые движения и действия у детей:

  • обкусывание ногтей и губ
  • выдергивание волос
  • сосание пальца, сосание или обкусывание карандаша, ручки, пуговицы, края одежды
  • покашливания, похрюкивание или проговаривание звуков
  • подергивания конечностей
  • моргание и/или стереотипные движения глаз
  • кружение
  • постукивание, похлопывание в ладоши
  • раскачивание
  • приседание, прихрамывание при ходьбе
  • потирание тела или предметов
  • потряхивание и встряхивание рук и предметов
  • прыжки и скачки без причины
  • мышечные сокращения рук и ног, а также лицевой части.

Типичные сложные ритуальные действия

  • дети могут ходить по определенным плиткам на полу
  • обходить, крутить, гладить предмет какое-то строгое количество раз
  • подпрыгивать и хлопать в ладоши, проговаривать фразы и т.д.

Также, неврозы могут иметь различный характер течения:

  • эпизодический
  • хронический
  • прогрессирующий

Невротические расстройства у детей и подростков

Невроз у ребенка может иметь разные причины. Наиболее часто встречающейся является наличие какой-либо психической травмы у ребенка, а также наличие эмоциональных факторов. Таких как: напряженная и конфликтная обстановка в семье, неправильное и слишком жесткое и авторитарное воспитание детей.

Нередко в этот список входят и физиологические причины: наследственность и генетика, перенесенные заболевания, физические перегрузки ребенка, недостаток сна.

Так или иначе, все это связано с тем, что ребенок имеет повышенное возбуждение в определенных областях мозга. В основном речь идет о дисфункции подкорковых ядер головного мозга, которые отвечают за позу и мимику, мышечный тонус и за глобальные двигательные акты. Ребенок вынужден это возбуждение каким-то образом сбрасывать. Таким образом, данная разрядка происходит именно с помощью действий.

Это могут быть: тики (ребенок дергается, либо дергает какой-либо частью тела), быстрые стереотипные движения, могут быть навязчивые позы, навязчивые движения; ребенок может присаживаться, подпрыгивать, издавать какие-то звуки, проговаривать слова или даже ругательства (при синдроме Туретта). Очень часто именно этим дети, страдающие навязчивыми состояниями, доводят до бешенства учителей.

При диагностике ребенка с обсессивным неврозом непременно изучается энцефалограмма на предмет своеобразной формы эпилепсии.

Также неврозоподобные навязчивые состояния во многом провоцируются хронической стрептококковой инфекцией с повышением антистрептолизина О (АСЛО) при хроническом тонзиллите, так называемый PANDAS -синдром.

Невротические расстройства у детей и подростков
ЭЭГ (электроэнцефалография) для детей в клинике “Эхинацея”

Советуем Вам обратиться к детскому неврологу, либо к детскому психиатру или психологу, пока навязчивые состояния не закрепились. Для удобства и координации помощи ребенку мы практикуем консилиум из всех трех специалистов. При своевременной помощи детского психолога и врача во многих случаях нервные тики проходят довольно быстро.

Предлагаем ознакомиться  Профилактика ротавируса на море у детей лекарства

В большинстве случаев, тики, появившиеся у детей до шести лет, к подростковому возрасту проходят сами, даже без лечения (более чем у половины детей). Однако имеются и другие случаи, когда плохо леченные нервные тики закрепляются на всю жизнь. Поэтому мы рекомендуем решить проблему с тиками до подросткового возраста. Обсессивный невроз хорошо поддается лечению на ранних стадиях, особенно в дошкольном возрасте. И очень хорошо здесь помогает игровая психотерапия.

Что же касается синдрома Туретта, то даже при наличии генетической предрасположенности этот синдром может и «замолчать». Ведь до момента дебюта синдрома Туретта ребенок живет с тем же генетическим набором, но никаких тиков и вокализмов нет. Здесь дело не только в генетической предрасположенности к синдрому Туретта, но и в сопутствующих проблемах и текущем состоянии здоровья ребенка.

Во многих случаях приходится очень аккуратно подбирать медикаментозное лечение, психотерапевтически работать с ребенком, его окружением и семьей. Однако, если проблема вовремя была замечена и оценены все медицинские аспекты, она, как правило, неплохо поддается коррекции даже в упорных случаях.

Невротические расстройства у детей и подростков
Мы широко практикуем  метод игровой терапии для лечения навязчивых неврозов у детей

Симптомы гипервозбудимости

Светлая картина будущего никак не складывается, и жизнь кажется законченной, отчего появляются навязчивые суицидальные мысли. Эти два противоположных состояния чередуют друг друга и замкнутым кругом «сжимают» психику человека. Для нахождения причины депрессивного невроза и его устранения требуется консультация психиатра.

Данный психологический недуг характерен чаще для людей среднего или пожилого возраста. По статистике с ним чаще сталкиваются представители сильного пола. Если ажитация или одноименная депрессия проявились в возрасте до 30 лет, то больной обычно справляется с ней самостоятельно.

В этом возрасте еще сильно ощущение, что «все впереди». Будучи в среднем или предпенсионном возрасте же, напротив, человек начинает осмысливать прожитые годы и с отчаянием констатирует, что не все цели были достигнуты.

Говоря быстро и невнятно, он с трудом формулирует свою мысль. К этому явлению добавляется дрожь пальцев рук или резкие движения всей кисти. При этом наблюдается учащение сердцебиения и дыхания. Пациент сильно потеет и находится в нескрываемом эмоциональном возбуждении.

Невротические расстройства у детей и подростков

Если болезнь миновала начальный этап, у больного появятся жалобы на чувство опустошения и сложность в концентрации. Недуг не позволяет составлять причинно-следственные связи и мыслить логически. При этом возникает страх, паника и суетливость.

Человек с трудом излагает мысли, а писать и вовсе не может из-за дрожания рук. Он может выполнять лишь самые простые действия и просьбы, но по мере усугубления заболевания его активность сведется ко сну и трапезе.

Диагностику и лечение должен проводить врач психиатр. Помимо него потребуется консультация невропатолога и, возможно, нарколога. В настоящее время существуют точные и быстрые методы диагностики психических расстройств. Для того, чтобы определиться с диагнозом и грамотно составить лечение специалисту потребуется собрать анамнез, а именно:

  • визуальный осмотр;
  • контроль пульса и артериального давления;
  • общий анализ крови, мочи и биохимический анализ;
  • анализ на гормоны;
  • МРТ головного мозга .

Это позволит врачу определить тяжесть болезни и констатировать, что это именно ажитация, а не, например, акатизия. схожая по симптомам. На основании собранной информации будет разработан план лечения и подобраны конкретные препараты. Так же специалист решит, необходима ли больному госпитализация.

Страхи у детей

В большинстве случаев при сильном страхе у детей проблема легко решается с помощью проведения курса игровой психотерапии. Истинные причины детского страха может «всплыть» уже на первом или втором сеанса игровой психотерапии. Затем причины страхов прорабатываются в процессе игры и перестают быть актуальными для ребенка.

Медицинская и психологическая помощь вполне эффективна  и результативна, ее первые результаты видны спустя две-три недели с начала работы с психологом, либо медицинского лечения, если оно необходимо.Какими могут быть детские страхи? Детские страхи могут быть очень разнообразными. Ребенок, так же, как и взрослый, может:

  • Бояться темноты, воды, огня, высоты.
  • Бояться остаться один в помещении или на улице.
  • Иметь сильный навязчивый страх смерти.
  • Бояться находиться в социуме и в обществе незнакомых людей. Пугаться резких и громких звуков.
  • Бояться уснуть ночью, придумывая и представляя себе фантастических существ, либо героев, взятых из фильмов ужасов и триллеров, либо пришедших к ним из книг.
  • Довольно часто возникает боязнь животных, чаще всего собак, причем не обязательно после реального пугающего контакта.
  • С началом учебы в школе приходят социальные страхи (дидаскалейнофобия): когда ребенок боится отвечать у доски, опоздать в школу, боится выглядеть не таким, как остальные дети, либо боится не справиться с заданием и т.д.

Детские страхи отличаются от взрослых только тем, они могут повлиять на всю дальнейшую жизнь, так как психика ребенка еще не сформировалась, и этот процесс только начался. Типичные страхи у детей обычно градируются по возрастам, и самые первые могут возникать еще во время беременности матери. Поскольку ребенок связан с мамой не только физиологически, но и эмоционально, то дитя, находясь в утробе, очень четко считывает настрой и переживания мамы, все ее тревоги и страхи, ощущает действие стрессорных гормонов матери.

Все эти реакции буквальным образом «записываются» телом и головным мозгом, как на кинопленку, и запоминаются на всю жизнь. Позднее при возникновении ситуации, связанной с какой-либо опасностью и похожей на когда-то пережитую ситуацию, мозг и тело ребенка реагируют абсолютно так же, как и в первый раз.

Детский страх также может быть инстинктивным и врожденным. В этом случае страх проявляется в виде защитных механизмов, необходимых для выживания. Как только в поле видимости возникает опасность, новорожденный ребенок может вздрогнуть, широко раскрыть глаза. Либо наоборот: зажмуриться, поднять руки, откинуть голову.

Основной вид страха в первый год жизни – боязнь потерять маму, сильное беспокойство, когда ее нет рядом. Если мама долго отсутствует, у ребенка может развиться «невроз тревожного ожидания», который впоследствии может привести к формированию склонности к необоснованной тревоге, неуверенности в себе, боязни потерпеть неудачу, страху публичных выступлений или сдачи экзаменов.  Также этот страх может породить функциональные расстройства речи, например, заикание, а в старшем возрасте и половую дисфункцию.

Если у ребенка есть ощущение постоянной тревоги, это может быть связано с особенностями его мозга, его личности (генетическими предрасположенностями), со здоровьем его нервной системы, как таковой, какие-то родовые травмы (гипоксия). То есть ребенок растет, чувствует тревогу, а причин для нее нет, либо он их не видит, не осознает.

Эмоции же, связанные с тревогой – есть. И – в меру своего развития – страху дается логическое объяснение и обоснование: начинает придумывать оправдания и сценарии детских страхов. Например, ребенок, просыпающийся от чувства страха, которое его разбудило, говорит встревоженной маме, что «в окно дядя лезет».

Или ребенок ложится спать, тревога не дает уснуть – делается вывод, что «под кроватью кто-то страшный завелся», а шкаф превращается в «монстра». Или во время прогулки ребенок испытывает тревогу, и, привязывая свой страх к окружающей обстановке, начинает бояться полицейского, экскаватора или собаки.

Лечение синдрома гипервозбудимости у детей

Синдром ПНРВ не требует госпитализации. Терапия включает в себя консервативные методы, которые вполне могут осуществляться в домашних условиях или дневном стационаре. К ним относятся:

  1. Лечебный массаж. Имеет несколько видов – расслабляющий, точечный и общий. Какой из них требуется малышу, определяет невролог с учетом всех особенностей протекания СПНРВ. Данный метод лечения снижает возбудимость нервной системы и улучшает мышечный тонус. Массаж при диагностировании синдрома делать самостоятельно не рекомендуется, так как применение неправильной техники может усугубить течение болезни. Осуществляться он должен только специалистом (его можно вызывать на дом). При этом, не стоит применять различные масла, содержащие в себе красители, ароматизаторы и прочие консерванты, так как они могут спровоцировать появление у ребенка аллергической реакции. Для проведения лечебной процедуры следует использовать обычный детский крем.
  2. Прием медикаментов, усиливающих кровообращение в головном мозге. Как правило, при синдроме ПНРВ маленьким пациентам назначаются препараты в виде суспензий. Однако, существуют лекарства, которые выпускаются только в таблетках или драже. Если таковые назначили, то, прежде чем давать их малышу, их необходимо измельчать и предварительно смешивать с водой или грудным молоком. Дозировка подобных средств рассчитывается в индивидуальном порядке, в зависимости от степени имеющихся расстройств и веса.
  3. Следовать режиму. Абсолютно каждый врач вам скажет, что соблюдение распорядка дня является залогом здоровья любого ребенка. А крохи с нарушениями ЦНС и выявленным синдромом особенно нуждаются в нем. Необходимо четко соблюдать часы кормления и контролировать длительность сна, прогуливаться на свежем воздухе и проводить водные процедуры.
  4. Прием медикаментов, обладающих мочегонным действием. Их следует принимать строго по назначению врача и только в том случае, если синдром сопровождается повышенным внутричерепным давлением. В комплексе с такими лекарствами принимаются препараты калия.
  5. Гимнастические занятия. Приучать детей в столь маленьком возрасте к физкультуре сложно, но нужно постараться. Она позволяет в разы ускорить процесс лечения синдрома, так как во время занятий мозг начинает «привыкать» получать больше информации, а параллельный прием препаратов заставляет делать это его намного быстрее. Таким образом, поврежденные нервные клетки восстанавливаются в кратчайшие сроки.

В качестве дополнительной терапии применяют:

  1. Ванны с травами. Еще один эффективный способ лечения синдрома ПНРВ. Но и его применять стоит осторожно, так как у ребенка также может возникнуть аллергия на используемое сырье. Наиболее безопасными для малышей считается ромашка, мелисса, сосна, мята и череда. Они гипоаллергенны и оказывают успокаивающее действие на ЦНС.
  2. Ароматерапию. Эффективный метод устранения повышенной возбудимости нервной системы, но в то же время и опасный. Масла могут вызывать аллергические реакции, поэтому применять их нужно осторожно. Использовать концентрированный продукт нельзя, только разбавленный.

Расстройства центральной нервной системы могут приводить к серьезным последствиям. И если они были выявлены у вашего малыша, незамедлительно начинайте лечение. В том случае, если при синдроме ПНРВ оно будет подобрано правильно и пройдено до конца, уже к году у крохи полностью исчезнут признаки синдрома и никаких отставаний в развитии наблюдаться не будут.

В народе существует мнение, что синдром проходит сам и он не требует проведения какой-либо терапии. Но это не так. Данная патология характеризуется нарушением работы ЦНС и если не провести ее корректировку, последствия будут различными. Ребенок может остаться инвалидом и иметь большие трудности с общением со сверстниками.

Наиболее важным способом борьбы с нервным возбуждением или беспричинной тревогой, является поиск и лечение причины. Без лечения такое нервное возбуждение приводит к повышенному риску самоубийства. Следующие меры помогут уменьшить волнение:

  • Спокойная обстановка
  • Достаточное освещение
  • Лекарства, такие как бензодиазепины, а в некоторых случаях, нейролептики
  • Полноценный, качественный сон
  • Физическая нагрузка
  • Смена привычной обстановки или окружения, например небольшой отпуск
  • Хобби и увлечения

Не зацикливайтесь слишком на своей тревоге, если это возможно. Как правило, это усугубляет проблему. Если ваш близкий человек находится в опасности причинения вреда себе или другим, по причине нервного возбуждения, или беспричинной тревоги, и нет других, менее ограничительных способов управления его поведением, используйте только жесткие ограничения.

Невротические расстройства у детей и подростков

Для врача важно обнаружить причину появления ажидации, а, исходя из этого, потом и составить схему терапии, обычно лечение состоит из нескольких методов:

  • прием медикаментов для снятия симптомов;
  • психотерапия для социальной адаптации;
  • избавление от алкоголизма (если требуется);
  • физиолечение;
  • коррекция рациона.
Предлагаем ознакомиться  Где подрезают уздечку языка у ребенка

Ведущую роль играют правильно подобранные медикаменты. Курс будет включать несколько лекарственных групп:

  1. Адсорбенты (Полифепан, Бактистатин) и абсорбенты (активированный уголь, Полисорб). Если ажитация была вызвана алкоголизмом, то сначала пациента потребуется вывести из этого состояния, «почистить» его организм от токсинов и продуктов их распада.
  2. Антипсихотики (Солеан, Зелдокс). Избавляют от параноидальных припадков и навязчивых мыслей и идей. Их прием осуществляется исключительно в стенах стационара, под присмотром мед.персонала. Пропиваются курсом до 14 дней.
  3. Антидепрессанты седативного действия (Людиомил, Флуоксетин). Более «мягкие» препараты от депрессии и нервного возбуждения. Курс – 14 дней.
  4. Транквилизаторы (Феназепам, Димедрол, Лексотан). Требуются для стабилизации состояния, для вывода человека из состояния запоя. Применяются не более 5-7 дней, так как могут вызвать привыкание.
  5. С особой осторожностью назначаются антианксиолитические лекарственные средства .

С больным регулярно работает психиатр и нарколог, предлагая определенные методики поведения для оптимального выхода из состояния депрессии. Главное пациенту научиться контролировать свои эмоции и «обходить» стрессовые ситуации. Психотерапия увеличит стрессоустойчивость и позволит самостоятельно бороться с эмоциональным угнетением.

Для профилактики развития ажиотации рекомендуется соблюдать режим питания и не злоупотреблять алкогольной продукцией. Если часто приходится испытывать стресс или просто сложилась не простая жизненная ситуация – не стоит пренебрегать визитом к психоаналитику.

Специалист может назначить подходящее успокоительное средство, не вызывающее привыкание, чтобы человеку было легче преодолевать стрессовые ситуации. Это позволит не довести дело до появления пугающего расстройства психики. Ажитация способна привести к плачевным и необратимым последствиям, поэтому при появлении симптомов следует сразу обратиться к психиатру или невропатологу.

При своевременном обращении в больницу прогноз благоприятный. Лечение обычно занимает не менее 20 дней, которые пациент, в большинстве случаев, проводит в стенах стационара.

Комплексный подход позволит полностью излечить человека, но если его изначальным недугом является алкоголизм, то вероятность рецидива очень велика. Самолечение в этом случае является безрассудной и контрпродуктивной затеей.

При синдроме гипервозбудимости, связанном с перинатальным поражением ЦНС, на первом году жизни детям показаны неоднократные курсы массажа, ЛФК, гидротерапии (плавание, солевые и хвойные ванны), физиотерапии (электрофорез, амплипульстерапия, парафиновые аппликации и др.), фитотерапия (седативные сборы и чаи). Дети с синдромом гипервозбудимости нуждаются в четком соблюдении режима дня, комфортной спокойной обстановке, длительных прогулках на свежем воздухе. При необходимости, по назначению врача, проводится медикаментозное лечение с назначением ноотропных, сосудистых, седативных, мочегонных, противосудорожных препаратов.

По мере его взросления ребенку может потребоваться помощь логопеда и детского психолога.

Лечение синдрома гипервозбудимости у детей

Синдром гипервозбудимости у детей

Дети с чрезмерной эмоциональной возбудимостью ощущают и воспринимают те вещи, которые могут пропустить или не заметить другие. Их понимание мира построено таким образом, чтобы обеспечить их глубиной понимания высокой оценки. Они часто обращаются к друзьям и знакомым за помощью и советом из-за тех крепких связей, которые они выстраивают.

Из-за интенсивности их чувств и сочувствия к остальным, у таких детей обычно устанавливаются очень прочные дружественные отношения. Их чувства к друзьям очень глубоки, почему они всегда остаются в рядах самых преданных друзей.

Дети с эмоциональной сверхчувствительностью чаще, чем остальные дети, отдают себе отчет в своих собственных чувствах, что позволяет им создавать очень трогательные произведения искусства в любой форме: письменной, музыкальной, актерской или художественной.

У тех, кто имеет эмоциональную сверхчувствительность, ярко выражено сочувствие к людям, но мало сочувствия к себе. Они очень самокритичны и них сильно развито чувство ответственности даже за те вещи, которые им не поручались.

Эта самокритика и чувство ответственности могут вызвать беспокойство, чувство вины и ощущение того, что все провалилось. Та тревога, которая у них возникает, может мешать заниматься простыми задачами или делами, даже домашним заданием. У них могут развиться такие психосоматические симптомы, как боли в желудке или приступы депрессия.

Депрессия у людей с чрезмерной эмоциональной возбудимостью — экзистенциальная, то есть их беспокоят проблемы, которые касаются базовых жизненных вопросов: смерть, бедность, война, болезнь и т. д. Приступы депрессии могут возникнуть после какого-то специфического события или раздражителя, но часто возникают и спонтанно.

Детям с эмоциональной сверхчувствительностью требуется время на то, чтобы привыкнуть и приспособиться к изменениям. Новые ситуации или окружения могут заставить ребенка испытать новую волну тревоги. Они могут стесняться и избегать социальной активности.

В большинстве случаев при гиперактивности, повышенной возбудимости и неусидчивости ситуация вполне поправима. Медицинская и психологическая помощь достаточно эффективна  и результативна, первые результаты мы видим обычно уже спустя две-три недели от начала работы с психологом или медицинского лечения.

Симптомы и причины. Гиперактивный ребенок не может долго сидеть и выполнять работу, связанную со статичным положением тела, часто громко кричит и бурно выражает эмоции, имеет дефицит внимания, не дающий ему сосредоточиться на чем-то одном, вынужден разряжать накопившееся напряжение через двигательную активность. Т.е.

Здесь важно понять источник повышенной возбудимости и неусидчивости. Поэтому первое, что мы Вам предложим – выяснить причину происходящего. Основных варианта три:

  1. Это нормальный природный темперамент Вашего ребенка и вмешательства психолога или врача не требуется. Ребенок при этом психически здоров и психологически благополучен. В этом случае мы дадим Вам несколько рекомендаций, и Вам с ребенком станет заметно комфортнее.
  2. Имеется какая-либо психологическая проблема, повышающая у ребенка уровень эмоций, тревоги или агрессии, например. Эмоция требует выхода (разрядки, реализации), отсюда повышенная возбудимость и неусидчивость. Ребенок при этом психически здоров и в каком-либо медицинском лечении не нуждается. Такого рода психологические проблемы довольно легко диагностируются в ходе беседы с ребенком, в игре, в рисунках, а затем так же мягко корректируются.
  3. Повышенная возбудимость и неусидчивость является следствием медицинской проблемы. Речь может идти, например, о повышении внутричерепного давления, хроническом воспалении где-либо (аденоидыминдалины), последствиях родовой гипоксии или травмыдетском неврозе, скрытой форме эпилепсии. Редко, но все же встречаются в нашей практике и более серьезные проблемы, как аутистическое расстройство и детская шизофрения. В этом случае очень важно найти истинную причину происходящего, и только тогда лечение будет работать эффективно и безопасно.

Гипервозбудимость, несидчивость и гиперактивность как особенности характера. Если говорить про повышенную возбудимость и неусидчивость, как характерологические  особенности, такое возможно, если ребенок экстравертивен и темпераментен от природы. Либо ребенок может копировать такой стиль поведения у кого-то из членов семьи.

Но мы можем говорить о норме только в том случае, если это вид гиперактивности не приводит к нарушению здоровья  и если ребенок не возбуждается настолько, что перестает нормально спать, начинает часто болеть или отстает в общем развитии.  Имея сильную расторможенность и возбудимость, ребенок не может сосредоточиться и освоить навыки, которые ему полагается освоить по возрасту.

Дефицит активного внимания:1. Не может сосредоточиться на чем-то одном, трудно удерживать внимание2. Может забыть то, что ему поручили или о чем попросили3. Любит начинать новое занятие, но не может доделать его до конца4. Не может четко организовать свою деятельность и соблюдать распорядок5. Трудно соблюдать порядок, может растерять все свои вещи6.

Двигательная расторможенность:1. Часто беспокойно двигается (бегает, прыгает, залезает куда-то, ерзает на стуле и за столом)2. Долго засыпает и плохо спит, может часто просыпаться4. Любит много и безудержно говорить

Импульсивность:1. Слабый контроль своего поведения2. Не может регулировать свои действия и чаще всего не следует правилам3. Плохо сосредоточивает внимание.4. Не может дожидаться окончания чего-либо или вознаграждения5. Нет точной линии поведения, сильная вариативность в результатах и состояниях6. Может начать отвечать, не дослушав вопроса7. часто вмешивается в чужой разговор и прерывает его8. Не умеет ждать, может побежать, не дождавшись старта

Если Вы нашли хотя бы шесть из перечисленных признаков у ребенка в возрасте до 7 лет, можно предположить, что существует склонность к гиперактивности. Но точный диагноз может поставить только специалист.С чего начать и к кому обращаться с излишне возбудимым ребенком: к врачу или к психологу? Если мы говорим о гиперактивном, возбудимом и неусидчивом ребенке, то все начинается с детального выяснения причины того, что заставило нервную систему ребенка пребывать в состоянии возбуждения столь продолжительное время.

Чаще всего в таких случаях, мы рекомендуем консилиум, состоящий из психолога, невролога и психоневролога (детского психиатра). Можно получить консультации этих специалистов и по отдельности. Так удается легче и быстрее определить причину повышенной возбудимости, избежать ненужного во многих случаях лечения или подобрать именно то лечение, которое нужно Вашему ребенку.

В большинстве случаев состояние тревоги у ребенка корректируется достаточно легко. Первые результаты мы видим обычно уже спустя две-три недели от начала работы с психологом или медицинского лечения.

Основная причина тревоги у ребенка – это постоянное нахождение нервной системы в защитной адаптационной реакции на внешние ситуации и обстоятельства, которые ребенок почему-то оценивает как опасные (стрессорная реакция). Ребенок может их не осознавать, так как растет в них с самого рождения, и он к ним привык, но подсознательно чувствует себя при этом неспокойно.

Обычные симптомы повышенной тревожности у ребенка:

  • Тревожность у ребенка часто проявляется чрезмерной привязанностью к маме, так как для ребенка именно она является природным источником спокойствия.
  • Повышенная тревожность может сопровождаться возбудимостью и гиперактивностью, либо, наоборот, истощением нервной системы, подавленностью и апатией ребенка. Бесконечно поддерживать тревогу и возбуждение головной мозг не может и быстро истощается.
  • Очень часто чрезмерная тревожность сопровождается депрессией иммунитета (вторичной иммунной недостаточностью на фоне стресса) и частыми заболеваниями. Например, ребенок сильно подвержен простудным заболеваниям, приносит из детского сада все инфекции, которые там появляются, долго находится дома на лечении.
  • Практически обязательным и, наиболее частым проявлением повышенной тревожности, является нарушение сна, ребенок плохо засыпает, часто просыпается. Либо спит на первый взгляд достаточно и много, но не высыпается и встает с утра с плохим настроением.
  • Страхи (придумывает и наделяет безопасные вещи опасными свойствами)

В первую очередь, необходимо понять в какой из областей лежат причины проблемы. В психологической, либо в медицинской.

  1. Повышенная тревожность как психологическая проблема.
  2. Тревога у ребенка на фоне медицинских проблем. Это могут быть давно перенесенные повреждения мозга при родах, гипоксия, асфиксия или родовая травма, после чего мозг начинает сам генерировать тревогу в ответ на внешние обстоятельства. Это может быть повышенное внутричерепное давление, в более сложных ситуациях причинами могут быть аутистические расстройствадетские психозы или даже шизофрения. И чтобы помочь ребенку максимально эффективно, нужно точно определить природу возникновения тревожности. Если в основе лежат психологические проблемы, то прием медикаментов будет лишним, и никак не будет воздействовать на имеющуюся тревожность.

В большинстве случаев повышенная утомляемость и истощаемость нервной системы ребенка имеет вполне определенные причины (психологические, медицинские) и довольно просто поддается коррекции или лечению. 

Очень важно понять и найти причины, почему формируется усталость. Лечение должно точно попасть в причину проблемы. К сожалению, мы часто видим обратные примеры. Например, ребенок устает из-за хронической инфекции, а его водят к психологу и «исправляют поведение», или, например, причина утомляемости связана с гормональным фоном, а его отправляют к психиатру и назначают ненужные в этом случае лекарственные препараты.

Вопросы и ответы по теме «Нервное возбуждение»

Повышенная эмоциональная возбудимость у детей: что нужно знать родителям - изображение №1

Вопрос:Уже несколько месяцев у меня постоянная повышенная нервная возбудимость. Я нервничаю по поводу и без, а теперь уже нервничаю от самой боязни начать нервничать. На ЭЭГ: умеренно выраженные общие изменения биоэлектрической активности. Признаки ирритации структур ствола головного мозга. С какой вероятностью здесь можно говорить об органическом поражении мозга?

Ответ: Выполнение инструментального обследования без показаний и гипердиагностический шабаш в описании данных обследования — путь к соматизации психических расстройств и невротизации нации. Общее правило: ЭЭГ нужна для диагностики эпилепсии. Исключения из этого правила крайне редки. Пример исключения – подозрения на смерть мозга.

Вопрос:Добрый день. Моему сыну 11 лет. Он очень агрессивен по отношению к младшей сестре и сверстникам. В школе учителя на него жалуются — сам не работает и другим мешает. Делаю замечания или ругаю начинает плакать. Вниманием и заботой не обделен. Посоветуйте какие успокоительные можно применять в 11 лет?

Предлагаем ознакомиться  Трещина заднего прохода как лечить у ребенка

Ответ: Перед применением успокоительных средств ребенка необходимо проконсультироваться с врачом невропатологом, для определения причины повышенной нервной возбудимости. Возможно необходимо будет пройти обследования и только после осмотра и получения результатов врач назначит вам корректное лечение, если такое будет необходимо.

Ребенок закатывает глаза: психологическая или медицинская проблема?

В большинстве случаев проблема с закатыванием глаз у ребенка имеет вполне определенные причины (чаще всего они связаны с нарушением работы головного мозга, но могут быть и психологические причины). Если вовремя определить причину и назначить компетентное лечение, то данное заболевание проходит полностью и достаточно быстро.

Симптомы и причины. Закатывание глаз вверх – нормальное явление для новорожденного ребенка до месячного возраста. Особенно перед сном, во время пограничного состояния между сном и бодрствованием. Но если ребенок закатывает глаза вниз, стоит обратить на это внимание и обратится к детскому неврологу.  Это явление может происходить по многим причинам.

Один из распространенных тиков как раз связан с закатыванием глаз, подергиванием глазами или в кратковременном взгляде в одном и том же определенном направлении. Реже закатыванием глаз может проявляться эпилепсия. Малые эпилептические приступы – абсансы – часто сопровождаются закатыванием глаз и кратковременным «зависанием», остановкой всех высших психических функций ребенка. Т.е.

ребенок останавливается, замолкает, замирает, закатывает глаза, а через некоторое время «включается» и продолжает действовать как ни в чем не бывало. Это и есть проявление эпилептических абсансов. Малый эпилептическим приступ, может перейти в большой. В этом случае ребенок сначала закатывает глаза, затем подергивает одной или несколькими мышцами, а вслед за этим происходит развернутый судорожный приступ – это уже более тяжелое проявление эпилепсии.

Нервное перевозбуждение

Повышенное нервное возбуждение, как правило, свидетельствует об ослаблении тормозных нервных процессов. По закону подобия, составляющего основу гомеопатического лечения, полезным для возбужденного больного может оказаться потенцированный гомеопатический препарат кофеина Coffea cruda, если возбуждение таково, что дрожат конечности, человек не справляется с наплывом мыслей, нервным сердцебиением и даже радостным настроением, а сон не наступает.

Если психическое возбуждение выражается в болтливости, и больная (обычно женщина) производит впечатление живой и веселой, но на самом деле это болезненное состояние, показаны Lachesis и Cimicifuga.

Женщины типа Palladium и Sepia возбуждены в компании, а дома почти декомпенсированы.

Чрезмерное антазирование — Belladonna, Cannabis indica, Hyosciamus, achesis. Stramonium.

Повышенная эмоциональная возбудимость у детей: что нужно знать родителям - изображение №1

Неплохим лекарством от болезненного возбуждения является потенцированная Камфора. Неуравновешенное настроение есть у Rhus (внутреннее беспокойство, потребность в постоянном движении, как в случае Chamomilla).

Препаратами выбора при психическом перевозбуждении являются Aconitum, Anacardium, Argentum nitricum, Aurum, Causticum, Kalium bromatum, Opium, Moschus.

В тяжелых случаях невроза формируются навязчивые идеи и ощущения (страх пространства, животных, транспорта, публики и выступлений, страх болезни, страх неминуемой смерти).

При неврозе, в отличие от бреда, обычно сохранено критическое отношение к своему состоянию, и навязчивые влечения (например, желание прыгнуть с высоты) обычно не реализуются.

Ведущим средством для пациента с подлинно навязчивыми идеями служит Thuja: то пациент считает, что в желудке шевелятся животные, то конечности сделаны из стекла и разобьются. Пациент постоянно думает об этом и не может отвязаться от этих идей, несмотря на их нелепость.

У пациента Argentum nitricum есть навязчивая идея падения на него высоких домов на улице. Если больному кажется, что у него тело и ум разделены, могут помочь Anacardium или Tuja. Дополнительным симптомом для Anacardium является навязчивое ощущение, что разум контролируется какой-то сверхсилой.

Пациент типа Aurum metallicum мрачный, постоянно думает о смерти и угасании жизни, подавлен чувством полной собственной ничтожности. Навязчивые идеи сексуального характера свойственны Staphysagria (в противоположность этому, у Sepia даже мысль о сексе выводит ее из себя). Пациента типа Silicea поглощает повышенное чувство ответственности, а также странное неотвязное желание сесть на пол и считать мелкие предметы.

Тремор подбородка у новорожденного: у ребенка дрожит подбородок

В большинстве случаев эти симптомы полностью проходят при своевременном установлении диагноза и проведенном лечении, особенно, если лечение будет начато в первые полгода жизни ребенка.

С чего начать и к кому обращаться? Если у ребенка часто возникает дрожание подбородка, в первую очередь, ему стоит получить очную консультацию детского невролога. Врач осмотрит малыша и, при необходимости, назначит УЗИ головного мозга, УЗИ мозговых сосудов, чтобы посмотреть на ситуацию с внутричерепным давлением и мозговым кровообращением.

В случае подозрений на  редмет эпилепсии целесообразно проведение энцефалографии (ЭЭГ). Как правило, наиболее актуальный возраст для исследований и определений причин этой проблемы – до полугода, так как большинство последствий внутриутробных и родовых повреждений нервной системы хорошо восстанавливаются в течение первых 6-12 месяцев жизни (так называемое «терапевтическое окно»).

Симптоматика и методы диагностики

Правильная оценка причин и проявлений синдрома гипервозбудимости у детей может быть дана только детскими специалистами: педиатром и детским неврологом. Осмотр таких детей должен проводиться осторожно, поскольку незнакомая обстановка, раздевание, касание тела холодными инструментами может вызвать у ребенка сопротивление обследованию, повышение тонуса мышц, плач, затрудняющие интерпретацию объективных данных.

После сбора перинатального анамнеза для уточнения диагноза может потребоваться инструментальное дообследование: УЗИ и рентгенография шейного отдела позвоночника, нейросонография, УЗДГ и дуплексное сканирование сосудов головного мозга, электроэнцефалография, электронейромиография. Дополнительные исследования дают представление о наличии или отсутствии органических поражений ткани и сосудов головного мозга, особенностях протекания электрофизиологических процессов в нервно-мышечной ткани.

Главной задачей диагностики синдрома гипервозбудимости у детей является определение его причин (неврологических, метаболических, психологических, соматических и др.), отчего будет зависеть лечебная тактика.

Чтобы выявить синдром нейрорефлекторной возбудимости, применяются современные компьютерные технологии. Наиболее подробную информацию дает КТ. Это обследование позволяет получить точную оценку состояния головного мозга и происходящих в нем патологических процессах. Если его проведение по каким-то причинам становится невозможным, прибегают к МРТ и рентгенологическому исследованию.

При подозрениях на развитие синдрома, обязательным является осмотр у невролога. При помощи специальных манипуляций, он сможет определить, имеются ли у ребенка отклонения в ЦНС или нет. Если расстройства присутствуют, после полного обследования он поставит точный диагноз и назначит соответствующую терапию.

Ребенок плохо спит ночью, ребенок скрипит зубами (бруксизм): поведенческая особенность или болезнь?

Ежедневное получение полноценного ночного и дневного сна – очень важное условие для развития психических функций ребенка дошкольного возраста. Если Ваш ребенок стал плохо засыпать и часто просыпаться, стоит отнестись к этому максимально внимательно. Мы занимаемся восстановлением нормального сна у детей.

Возраст ребенка Продолжительность дневного сна Продолжительность ночного сна
От 1 до 2 месяцев около 9 часов около 18 часов
От 3 до 4 месяцев около 8-6 часов около 16 часов
От 7 до 9 месяцев около 4 часов около 13 часов
От 10 до 12 месяцев около 3 часов около 13 часов
От 1-го до 1,5 лет около 3 часов около 12 часов
От 1,5 до 2 лет около 2,5 часов около 10-11 часов
От 2 до 3 лет около 2,5 – 2 часов около 10-11 часов
От 3 до 7 лет около 1,5 часов, по желанию около 10 часов
После 7 лет Дневной сон не обязателен не менее 8-9 часов

Режим сна. Нормальный сон ребенка должен протекать без перерывов, без эпизодов возбуждения, связанного с криком или плачем во сне. Нормальная продолжительность засыпания порядка получаса, если оно длится более 30 минут, стоит обратить на это внимание и узнать причину. Для ребенка является нормой ранний подъем в выходные по режиму, принятому в будни.

Желательно, чтобы биоритм жизни ребенка совпадал с биоритмом географического временного пояса, в котором он живет. В природе предусмотрено так, что когда на улице темно, человек спит, а с рассветом он просыпается, этот же ритм соответствует и детскому режиму. Для ребенка дошкольника  отбой должен быть не позже, чем  в 22.00.

У школьников не всегда бывает возможным соблюдать такой режим, ибо нагрузка, получаемая в школе, возрастает непропорционально физиологическим возможностям детей. Но все же для гармоничного роста и развития ребенка необходимо стремиться к соблюдению режима и наличие сна не менее 8-9 часов. Для ребенка до 10 лет продолжительность сна 9-10 часов – абсолютно нормальна и полезна.

Многие дети в приближении школьного возраста отказываются спать днем, это не всегда является нарушением режима сна, у некоторых детей при полноценном ночном сне потребность в дневном сне отпадает. При условии, что отсутствие дневного сна не влечет за собой изменение самочувствия ребенка в худшую сторону.

Сон состоит из нескольких стадий (делится на фазы). Полноценный отдых, восстановление нервной системы, активная работа обмена веществ, иммунитета происходят, в основном, в третьей-четвертой фазах сна. Эти фазы достигаются только в ночном сне, при условии своевременного засыпания, достаточной продолжительности и глубины сна, отсутствии ночных пробуждений.

Поведенческий фактор. Возникает из-за дефицита внимания взрослых, которые весь день работают и поздно приходят домой, не уделяя достаточного время своему ребенку. В результате ребенок долго засыпает, потому что ему хочется восполнить недостаток общения с родителями и ощутить их физическое и эмоциональное присутствия рядом с ним.

Высокий уровень тревожности у ребенка. Когда ребенок не может заснуть, но с трудом уснув, часто просыпается или спит поверхностно, так как  стрессорныемеханизмы нервной системы продолжают работать, включая защитные реакции и не позволяя ребенку заснуть глубоко.

Ребенок кричит во сне, ходит, разговаривает во сне. Лунатизм (сомнамбулизм) – состояние неполного пробуждения. В то время, когда ребенок должен перейти в глубокую стадию сна, идет процесс торможения мозга, но при этом процесс затрагивает не все участки мозга, т.е. часть мозга остается бодрствующей или просыпается среди ночи.

Ребенок скрипит зубами во сне. Основной возраст, когда возникает бруксизм – период с 3 до 6 лет. Самый пик проявления приходится на пять лет, когда начинаются прорезываться коренные зубы. Причиной скрипа зубов может стать затрудненное дыхание из-за аденоидов, ушной или зубной боли и заложенности носа, боли в животе и вообще, любого физического дискомфорта.

Отсутствие полноценного сна может повлечь за собой серьезные проблемы для организма ребенка. Таки как расстройство нервной системы, ослабление иммунной системы, нарушение привычного для организма режима работы всех внутренних органов. Необходимо относиться ко сну ребенка максимально внимательно. Восстановить нормальный ночной сон у ребенка – задача, как правило, вполне выполнимая.

В первую очередь мы рекомендуем обращаться с ребенком, который плохо спит:

  1. Консультацию детского психоневролога. Обычно в ходе консультации выясняется причина нарушения сна и может быть подобрано лечение.
  2. Если имеются подозрения по поводу хронической ночной боли где-либо, кожного зуда, нарушений носового дыхания – мы предложим помощь врача соответствующего профиля.
  3. В сложных случаях целесообразна ЭЭГ ночного сна. ЭЭГ регистрирует работу головного мозга во сне и помогает найти источник проблемы.

С чего начать и к кому обращаться: к врачу или к психологу?

Мы рекомендуем, в первую очередь, получить консультацию у детского психолога, невролога или психиатра. Чтобы быстро разобраться в происходящем лучше всего пройти консилиум всех трех специалистов. На консилиуме Вы сразу получаете ответы и рекомендации от нескольких специалистов: невролога, психолога, и психоневролога, которые точно определяют, насколько актуальны психологические расстройства или проблемы, либо это нарушения нервной системы. Иногда мы рекомендуем выполнить ЭЭГ или другие исследования, отражающие работу головного мозга.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Невротические расстройства у детей и подростков
Adblock detector