Отсталость в речевом развитии

Возрастные особенности развития речи и их отставание

Причины развития ЗРР делят на первичные и вторичные. Первые связаны с течением беременности и родов. Наиболее опасны факторы, воздействующие на плод на 3-4-м месяце. В это время происходит формирование структур головного мозга. При первичных причинах ЗРР нередко становится лишь следствием других патологий. Привести к возникновению отклонений могут инфекции, интоксикация, токсикоз, резус-конфликт матери и плода, недоношенность, родовые травмы и т.д.

Если ребенок лишен слуха, его речь не может полноценно формироваться. Часто ЗРР выявляется у детей из неблагополучных семей. Это связано с отсутствием внимания. Иногда задержка возникает из-за гиперопеки или двуязычия в семье.

Выявить отклонения и задержку речевого развития можно самостоятельно у детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет. Для этого рассмотрим, как формируется речь с рождения.

Различают периоды развития коммуникации:

  1. 0-1 год. Этот период еще называют подготовительным. В 3-6 месяцев появляются первые звуки: гуление, лепет, подражание взрослому. К первому году родители замечают слова.
  2. 1 год. Малыш уверенно говорит 10 простых слов. Мама, папа, баба и др. Начинается развитие пассивного словарного запаса.
  3. 1,5-2 года. Слова из пассивного запаса переходят в активное применение. К 2 годам произносит простые предложения, состоящие из двух слов.
  4. 2,5 года. Предложения становятся более информативными из 3-4 слов.
  5. 3-4 года. Дошкольник повторяет сложные фразы, отвечает на вопросы, рассуждает. У детей 3 лет словарный запас уже 1000 слов, а в 4 года — до 1500.
  6. 5-6 лет. В этом возрасте дети активно общаются друг с другом, могут обосновать свои действия, пересказывают и составляют рассказ по картинке. В 6 лет словарный запас насчитывает порядка 3000 слов.

В современной логопедии под этим понятием имеют ввиду несвоевременное овладение ребенком речевыми средствами. Малыш начинает говорить несколько позже своих сверстников, понимание речи затруднено, а словарный запас отстает от нормы. Если у ребенка вы заметили перечисленные признаки, то стоит обратиться за консультацией к логопеду.

В некоторых случаях при задержке речевого развития (ЗРР) может потребоваться помощь других специалистов. Часто данный дефект сопровождается нарушением психического развития. Тогда нужно комплексное воздействие на это речевое нарушение.

В случае ЗРР обследование проводит не только логопед, потому что часто данная патология сопровождается задержкой психического развития. Вначале вы идете на прием к педиатру, который посмотрит на общее состояние малыша и направит к нужным специалистам.

Затем проводят неврологическое обследование. Это поможет определить состояние речевых центров и наличие или отсутствие минимальной мозговой дисфункции. Отоларинголог проверит состояние слуха, чтобы исключить глухоту и тугоухость.

Обследованием речи занимается логопед. Он изучает анамнез, смотрит результаты проверки других специалистов. Логопед исследует состояние артикуляционного аппарата. Обращает внимание, есть ли у малыша потребность в общении, как он коммуницирует с другими людьми. Если диагностика проводится в возрасте до года, логопед смотрит на речевое поведение малыша как в естественной обстановке, так и в искусственно организованной; особое внимание обращает на состояние его вербального развития.

Если обследование проводится после года, логопед фиксирует появление первых слов и фразовой речи; оценивает звукопроизносительную сторону. Проверяет словарный запас: соответствует ли он норме, понимает ли малыш обращенную к нему речь. Для оценки психологического и речевого развития логопеды используют специальные методики: Денверский тест психомоторного развития и другие методики для проверки состояния в раннем возрасте.

Причины задержки речевого развития у детей разделяют на:

  • биологические;
  • социальные.

В основе биологических причин лежат нарушения органического характера головного мозга, которые вызывают появление минимальной мозговой дисфункции. Чаще всего задержка речи может являться результатом воздействия на организм будущей матери неблагоприятных факторов:

  • внутриутробная гипоксия плода во время беременности;
  • асфиксия плода в процессе родовой деятельности;
  • травмы различного характера во время родов;
  • прогрессирование в организме матери инфекционных заболеваний во время беременности;
  • преждевременное рождение ребенка;
  • переношенная беременность более 41-42 недель.

Кроме этого, речевые проблемы в детском возрасте могут возникать после различных заболеваний, перенесенных до 3 лет. Чаще всего причинами, которые вызывают появление такой патологии, являются:

  • менингиты;
  • энцефалиты;
  • осложнения различного характера после вакцинации;
  • частые и длительные болезни в раннем возрасте.
  • заболевания ротовой полости и чаще всего патология «уздечки».

Правильная речь тесно связана с состоянием слухового анализатора и при появлении проблем со слухом у ребенка может быть диагностирована задержка речевого развития. Многие специалисты говорят о том, что такое заболевание может возникать под влиянием генетического фактора, то есть если у родителей в детстве были трудности с речью, то, скорее всего, они возникнут и у ребенка.

Социально-педагогические причины речевой патологии выражаются в создании неблагоприятной микросоциальной обстановки, в которой речь становится не востребованной. Чаще всего такое заболевание развивается в следующих случаях:

  • присутствие двуязычия в семье;
  • педагогическая запущенность;
  • повышенные требования к ребенку;
  • отсутствие общения между членами семьи;
  • невнятная речь родителей.

Вредное влияние на формирование речи в детском возрасте оказывает и чрезмерно информированная среда, поскольку в такой ситуации малыш сталкивается с большим потоком информации и не может правильно её усвоить.

Похожий материал:

  • Как научить ребенка говорить букву Р
  • Как научить ребенка говорить букву Л
  • Как научить ребенка быстро читать

Для подтверждения диагноза «задержка речевого развития» специалистами проводится комплексное обследование пациента, которое включает в себя:

  • оценка состояния слуха и выявление различных нарушений;
  • проведение возрастного тестирования, которое позволяет определить уровень психомоторного развития и оценить состояние речи в раннем возрасте;
  • проведение беседы с родителями целью выяснения методов их общения с ребенком;
  • изучение особенностей течения беременности и родов, а также раннего развития малыша;
  • обследование артикуляционного аппарата;
  • оценка фонетического восприятия и активной речи.

Диагностика задержки речи включает в себя и выявление причин появления такой патологии, поэтому проводится обследование малыша различными специалистами.

Отсталость в речевом развитии

Лечение задержки речевого развития у детей – это комплексное воздействие на весь организм, поэтому ограничиться одними логопедическими занятиями вряд ли получится. Выбор коррекционной работы с детьми, которые страдают такой речевой патологией, определяется факторами, вызвавшими появление такой патологии.

При своевременной диагностике патологии и тесном взаимодействии родителей и специалистов удается достичь положительного результата.

Особое место в коррекционной работе принадлежит лечебным процедурам, проведение которых позволяет восстановить функционирование центров головного мозга. Чаще всего назначается проведение магнитотерапии и электрорефлексотерапии, которые помогают восстановить дикцию и интеллектуальные способности, а также расширить словарный запас.

Логопедический массаж считается одной из наиболее эффективных методов лечения, во время повеления которого специалистом оказывается воздействие на определенные отделы артикуляционного аппарата. При задержке речевого развития часто прибегают к помощи медикаментозных препаратов, которые помогают восстановить речь. Такие средства являются своеобразным питанием для нейронов мозга и обычно назначают прием:

  • Кортексина
  • Нейромультивита;
  • Лецитина.

Прием такого лекарственного препарата, как Когитум помогает простимулировать деятельность зон, отвечающих за речь. Назначать такое лечение может только специалист, поэтому самостоятельный прием препаратов просто недопустим.

Многие специалисты прибегают к лечению патологий речи с помощью неонотропных препаратов, которые помогают улучшить память и умственную деятельность. Мнение Комаровского по поводу задержки речевого развития у детей и лечения его таким способом отличается от позиции врачей. Он считает, что до настоящего времени медицине не удалось доказать эффективность этих препаратов и обоснованность их приема при лечении задержки речи.

Устранение патологии предполагает тесное взаимодействие логопеда и родителей в развитии речи ребенка. Специалист поводит занятия и упражнения, отдельные элементы которых закрепляются с ребенком дома. Хороший результат коррекции речи дают:

  • артикуляционная гимнастика;
  • песенки;
  • упражнения на развитие мелкой моторики рук;
  • звукоподражание.

Задержка речевого развития в детском возрасте требует обязательного лечения, поскольку при его отсутствии возможно развитие тяжелых последствий. Конечно, легче предупредить патологию, чем потом тратить силы и средства на ее лечение. Именно по этой причине важно как можно больше времени общаться с малышом и уметь его слушать, а также создать благоприятную педагогическую среду для его развития.

Изначально каждый здоровый малыш рождается не умеющим говорить. Все общение с родителями у него происходит посредством разной интонации плача.

И лишь со временем и при должном уходе происходит становление и развитие речи, которое заключается в ряде этапов. Каждый из них имеет важное значение, и, не завершив одного, ребенок не сможет овладеть следующим.

Причины патологии у детей

Причины задержки речевого развития условно можно разделить на органические и психологические. К первой группе относят нарушения в период внутриутробного созревания, черепно-мозговые травмы, различные инфекции, повлиявшие на развитие ребенка, тугоухость, неврологические проблемы.

Одной из самых главных психологических причин, которая может негативно влиять на речевые способности, является неблагоприятный климат в семье, в которой растет и воспитывается ребенок. Если он часто наблюдает ссоры и ругань, или на самого ребенка часто кричат, то у него копится эмоциональный стресс, который может привести к ЗРР.

Отсталость в речевом развитии

Еще одна из причин задержки речевого развития – педагогическая запущенность. Если с ребенком мало общаются, не вовлекают его в семейно-ролевое взаимодействие, часто включают ему мультфильмы на компьютере или гаджетах, не создают среду для получения новой информации, у него нет стимула говорить.

Речь не существует в отрыве от психики и нервной системы ребенка. Иногда в наш центр обращаются родители с жалобами только на то, что ребенок не говорит, в то время как проблема развития кроется намного глубже. Для некоторых детей диагноз «ЗРР» будет лишь начальным, и в будущем потребуется уточнение структуры дефекта, более тщательная диагностика и последующая коррекция.

Например, тем детям, которым в 2-2.5 года неврологи ставили условный диагноз «задержка речевого развития», который лишь описывает текущее состояние развития ребенка, в 3-3.5 года могут поставить диагнозы «алалия», «общее недоразвитие речи» (ОНР), «расстройство аутистического спектра» (РАС), а еще позже – «умственная отсталость».

Это обусловлено различными классификациями нарушений (медицинской и педагогической), а также существующей системой диагностики. Для постановки более точного диагноза необходимо время, различные диагностические процедуры и обследование ребенка различными специалистами (невролог, сурдолог, логопед, нейропсихолог, психиатр).

Конечно, не все случаи детей с ЗРР такие тяжелые. Часто к 3-3.5 годам при своевременной коррекции ребенок «выравнивается» так, что отличить от нормотипичного ребенка невозможно. Учитывая, что в логопедические детские сады принимают только с 4 лет, коррекцией ЗРР у таких детей занимаются логопеды из коммерческих центров.

Популярный вопрос, который задают многие мамы на первичной консультации: а может ли задержка речи компенсироваться без коррекции? Самопроизвольно ЗРР компенсироваться может при удачном стечении обстоятельств и исключительном везении. Но шансы очень малы. И никогда нельзя сказать наверняка, какова вероятность к такому исходу у конкретного ребенка.

Существует мнение, что если кто-то в семье поздно заговорил, то такая особенность может передаваться по наследству. Это не так. Передаваться по наследству может патология нервной системы, которая приводит к задержке речи. Поэтому ни в коем случае нельзя ждать до 3 лет.

Специалисты нашего центра рекомендуют не затягивать с консультацией логопеда, если в 2 года ребенок не разговаривает. Ранняя диагностика и коррекция – залог эффективного преодоления задержки речевого развития.

Задержка развития речи — сигнал, который посылает нервная система, когда ее функции нарушены. Поэтому важно принимать лекарственные препараты, которые назначает невролог.

Причины отставания речи могут быть как врожденными, связанными с анатомическими особенностями. Так и приобретенными, влияние на которые оказывает окружение малыша.

Распространенными причинами появления ЗРР являются медицинские и социальные факторы. Давайте подробнее рассмотрим, что заключается в каждом из них.

Медицинские причины

В эту группу можно отнести следующие источники:

  • Генетические. Доказано, что на речь ребенка влияет то, как развивались его родители. Если один из них поздно заговорил, то на генном уровне это могло передаться и малышу.
  • Пренатальные (внутриутробные) поражения ЦНС (центральной нервной системы).
  • Повышенный или пониженный тонус мышц губ и языка. И, как следствие, неправильная артикуляция речи.
  • Родовые травмы.
  • Гипоксия во время родов.
  • Срок родов. У недоношенных и переношенных детей риск развития ЗРР выше.
  • Осложнения и болезни уха, глухота.
  • Инфекционные заболевания в младенчестве.
  • Различные травмы.

Развитие речи

Случается, что ЗПРР ставят деткам из неблагополучных семей, где их воспитанием и развитием никто не занимался (так называемая социальная запущенность). Но в большинстве случаев такую задержку провоцируют те или иные патологии развития центральной нервной системы малыша. Это могут быть следующие заболевания или состояния:

  • менингит и другие инфекционные болезни, поражающие головной мозг;
  • детский церебральный паралич;
  • эпилепсия;
  • аутизм;
  • гипоксия плода;
  • синдром Дауна;
  • высокое внутричерепное давление;
  • опухоли или кисты головного мозга;
  • ишемия или патологии головного мозга;
  • лейкодистрофия;
  • психические болезни.

Конечно, сами по себе, «на ровном месте», такие заболевания не возникают, их провоцируют те или иные неблагополучные факторы.

Что же может способствовать появлению задержки психоречевого развития у детей?

  • Нездоровый образ жизни беременной (курение, алкоголизм, наркомания).
  • Частые нервные переживания, постоянные стрессы будущей мамочки в период вынашивания плода.
  • Тяжелая беременность, осложненная токсикозом, проблемами с почками, инфекционными заболеваниями матери, обострением хронических болезней и т. д.
  • Редкие хромосомные или генетические болезни, приводящие к торможению развития ребенка.
  • Тяжелые роды, родовая травма.
  • Тяжелые заболевания, которые малыш перенес до 2 лет.

Как уже говорилось, иногда ЗПРР возникает на фоне социальной запущенности. То есть к ней приводят:

  • неблагоприятная психологическая атмосфера в семье (частые скандалы, драки, крики);
  • тяжелая психологическая травма малыша (например, испуг);
  • грубое обращение с ребенком, насилие (физическое или психологическое).

При подозрении на ЗПРР необходимо пройти комплексное обследование, поскольку приведенные симптомы могут указывать и на другие заболевания. Поэтому прежде чем назначать лечение, важно поставить точный диагноз.

  1. Для начала нужно обязательно посетить невролога. Он изучит медкарту ребенка, выяснит особенности развития, отправит малыша на дополнительное обследование. В число исследований обязательно будут входить МРТ и энцефалограмма, которые позволят выявить нарушения в работе мозга и оценить его общее состояние.
  2. Далее потребуется визит к отоларингологу (а при необходимости – и к сурдологу), чтобы обнаружить возможные отклонения в развитии органов слуха.
  3. Обязательно придется посетить детского психолога и логопеда, которые дадут оценку речевым навыкам ребенка и степени отклонения их от нормы.
  4. Часто прояснить картину помогают генетик и детский психиатр, если в процессе обследования возникают подозрения на генетические или психиатрические заболевания.

ЗРР – это отставание в речи от нормы развития

Пройти полное обследование – необходимый этап. Ведь ЗПРР – это лишь следствие тех или иных отклонений. А потому так важно выяснить причину, которая эти отклонения вызвала. Устранять нужно именно ее, а не просто бороться с задержкой развития ребенка.

Задержка речевого развития и/или психологического развития, причины:

  • Особенности характера ребенка или воспитательного процесса.
  • Неврологические заболевания, нарушения.

Задержка речи у ребенка и/или психологического развития, симптомы:

  • Ребенок не проявляет интереса к познавательным занятиям.
  • Вспыльчивость или неестественная веселость.
  • Скудный словарный запас.
  • Быстрая утомляемость, капризность.
  • Эмоциональная реакция на яркий свет, громкую музыку.
  • Плохие успехи в обучении.

Этиология данного нарушения различна. Поэтому проводят диагностику с участием разных специалистов, чтобы точнее определиться с причинами появления этой патологии. И уже исходя из результатов будет строиться коррекционная работа. Причины могут быть биологического характера и социально-психологические.

Биологические

Это факторы, которые оказали неблагоприятное влияние на развитие малыша во внутриутробный период, во время родов и в первые годы жизни:

  • Минимальная мозговая дисфункция.
  • Гипоксия плода.
  • Родовые травмы.
  • Асфиксия.
  • Недоношенные дети или с небольшим весом.
  • Тугоухость.
  • Слабость или недоразвитие мышц и органов артикуляционного аппарата.
  • Повышенное внутричерепное давление.
  • Тяжелые заболевания матери во время беременности или в первые годы жизни малыша.

Во внутриутробном периоде происходит формирование всех важных для жизни человека систем, и негативные факторы могут привести к появлению патологий, в том числе и речевых. А в период с двух до трех лет речевые центры головного мозга развиваются наиболее активно, поэтому любое неблагоприятное воздействие на них может привести к отставанию в речевом развитии.

Между специалистами ведутся споры о том, влияет ли наследственность на появление речевых нарушений. Некоторые полагают, что если у одного из родителей, или у обоих, были трудности в овладении речью, то у малыша могут быть такие же сложности. Скорее всего, это связано с особенностью формирования и работы речевых центров, одной из причин которых может быть генетическая предрасположенность.

Одна из главных причин ЗРР в этой группе – это недостаток общения со взрослыми. Родители и близкие люди часто понимают малыша без слов или если он невнятно говорит. Поэтому у ребенка отсутствует мотивация к использованию речи для коммуникации.

Негативно сказаться может и недостаточная эмоциональная составляющая в отношениях родителей и малыша. Недостаток внимания или гиперопека – это также влияет не только на речевое, но и на психическое развитие.

Причиной появления дефекта может быть билингвизм – это явление, когда в семье общаются на двух языках. В этом случае малыш еще не в состоянии определить какой язык нужно осваивать в первую очередь и не может запомнить сразу несколько фонетических систем разных языков.

Биологические

Как проявляется задержка речевого развития

Отставания в развитии речи начинает проявляться еще в младенчестве. Опасение должны вызывать следующие симптомы.

  • нет новых слов. Для общения использует несколько слов, а по возрасту их должно быть уже 50;
  • не повторяет и не запоминает новые слова;
  • не знает названия окружающих его предметов, частей тела;
  • не может составлять предложения даже из двух слов.
  • не говорит предложения из трех слов;
  • говорит неразборчиво;
  • говорит очень быстро или наоборот медленно;
  • нет смысловых ответов на вопросы;
  • не может составить рассказ по картинке.

Если у вашего ребенка имеются некоторые из перечисленных пунктов, то это повод обратиться к специалистам. Только они могут поставить диагноз ЗРР, дать его расшифровку и объяснить что это такое. Задержка речи в логопедии — это не приговор, а начало серьезной работы. Рассмотрим причины, препятствующие развитию речи.

Задержка речевого развития — это расшифровка аббревиатуры ЗРР.

Основные симптомы заболевания связаны с дисфункцией артикуляционного аппарата. В зависимости от степени выраженности процесса и наличия иных отклонений признаки могут различаться.

ЗРР у детей проявляется следующим образом:

  1. В 4 месяца. Отсутствует реакция на жесты и слова окружающих людей. Эмоциональность выражена слабо. Мимика почти не проявляется.
  2. В 8 месяцев. В норме в лексиконе должны появляться первые лепетные слова, состоящие из одинаковых простых слогов. Дети с задержкой речевого развития лишь осваивают отдельные звуки или вовсе не пытаются разговаривать.
  3. В 1 год. Ребенок тихий. Молчит или издает звуки крайне редко.
  4. В 1,5 года. В это время у детей лексикон пополняется простыми словами («мама», «баба», «дай»). Ребенок с ЗРР в лучшем случае только начинает выговаривать отдельные слоги. Пассивное понимание речи слабое или отсутствует. Нет реакции на просьбы или обращение по имени. Если затронут мышечный аппарат или центральная нервная система, ребенок не может жевать.
  5. В 2 года. При благоприятном стечении обстоятельств начинает нарабатываться словарный запас, однако дети овладевают лишь простыми конструкциями. Лексикон сильно ограничен. Ребенок с трудом выражает свои мысли, его сложно понять. Он не повторяет новые слова за взрослыми.
  6. В 3 года. До 3 лет продолжается расширение лексикона, однако он по-прежнему ограничен и состоит из 5-20 слов. Отсутствует навык составления даже простых предложений. Дети с задержкой речевого развития не знают названия предметов, животных, частей тела и т.д. Ребенок не понимает сказки, плохо осознает смысл услышанного. Речь невнятная, либо слишком медленная, либо быстрая. Некоторые дети, когда к ним обращаются, повторяют за взрослыми.

В зависимости от причин развития ЗРР и общего состояния ребенка симптоматика может различаться. При слабом тонусе мышц дети часто ходят с открытым ртом, наблюдается повышенное слюноотделение. После 4 лет усиливаются агрессия и нервозность. Ребенок быстро утомляется и плохо запоминает даже визуальные образы.

Самостоятельно провести точное определение уровня развития в домашних условиях невозможно, для этого нужна консультация педиатра и логопеда. Диагноз ЗРР стараются не ставить до 2-3 лет, т. к. темпы освоения речи у детей индивидуальны.

Отставания в развитии речи начинает проявляться еще в младенчестве. Опасение должны вызывать следующие симптомы.

Симптоматика

По каким признакам можно определить, что ваш малыш отстает в речевом развитии? Первые симптомы могут появиться еще в период до года, но большинство родителей редко обращают внимание на незначительные отставания в вербальном развитии малыша. Предвестниками ЗРР в младенческом возрасте могут быть:

  • маловыразительный крик или его отсутствие;
  • поздний период гуления, недостаточная интонированность звуков;
  • позднее появление лепета или его отсутствие, малыш не может долго произносить одинаковые звуки;
  • лепет не является самостоятельным видом вербальной деятельности, то есть малыш не использует его для общения с окружающими;
  • длительный период использования «лепетных» слов;
  • отсутствие подражательных действий за взрослыми.

Отсталость в речевом развитии

Главный симптом ЗРР – позднее появление первых слов и простых фраз. У таких детей первые слова могут появиться только к 2 годам, а простая фраза – к 3. Но говорят они нечетко, окружающие с трудом понимают их. В три года ребенок не может строить предложения и использовать их для общения с окружающими. Для осуществления коммуникации малыш по большей части пользуется мимикой и жестами.

Кроме речевой симптоматики, у детей с ЗРР может быть и неврологическая:

  • гиперактивность или, наоборот, ребенок слишком медлительный;
  • малыш с трудом адаптируется к новым условиям;
  • не идет на контакт с окружающими;
  • предметная избирательность в игре и избирательность в общении;
  • отставание в моторной сфере;
  • неустойчивое внимание.

При проявлениях описанной симптоматики нужно провести комплексную диагностику, которая поможет установить точную причину появления дефекта. А потом подобрать эффективные пути коррекции.

Обычно речевые отклонения сопровождаются характерной симптоматикой, которую родители уже могут заметить в раннем возрасте. Можно выделить некоторые признаки задержки речевого развития у детей:

  • в возрасте до года кроха никак не реагирует на окружающие звуки и ничего не произносит самостоятельно;
  • к 12 месяцам малыш не пользуется никакими жестами, например, не машет ручкой и не указывает на названные предметы;
  • к 1,5 годам ребенок не может повторять звуки, услышанные от взрослых;
  • малыш никак не реагирует на просьбы окружающих и имеет проблемы с пониманием речи, обращенной к нему;
  • после 2 лет ребенок пользуется жестикуляцией и имитирует звуки, однако, неспособен ничего произносить по собственному желанию;
  • в возрасте 2-3 лет кроха способен издавать лишь определенное количество звуков, но не может продемонстрировать какие-либо речевые навыки, рассказать о чем-либо или попросить что-нибудь.
  • у малыша нарушен тон речи, то есть все звуки и слова произносятся в нос и скрипучим голосом.
  • у ребенка все время рот остается приоткрытым и присутствует повышенное слюноотделение;
  • в 3 года малыш общается со взрослыми только заученными предложениями из мультфильмов и книг, но не строит их самостоятельно.

Опасным сигналом является тот факт, что у взрослых возникают трудности с пониманием речи своего крохи. Обычно родители, которые постоянно находятся с ребенком, в норме к 2 годам должны понимать половину произносимых слов. К трем годам объем таких слов увеличивается до ¾, а к 4 годам детскую речь должны без проблем понимать все окружающие.

Часто родители надеются на то, что проблемы с речью исчезнут самостоятельно по мере взросления, однако, это совсем не так. В том случае, когда задержка речи в детском возрасте возникает под воздействием причин органического характера, то обойтись без помощи специалиста уже не получиться. При выявлении родителями любых отклонений необходимо обратиться к специалисту как можно быстрее.

Как помочь ребенку с ЗРР

Отсталость в речевом развитии

Что делать? Это самый первый вопрос, который возникает у родителей детей с задержкой развития речи. Начинаем с поиска причины, которая препятствует развитию речи. Здесь также идет подразделение на те же группы, относящиеся к медицине и соцуму.

Медицинская помощь

Работа с причинами, повлиявшими на задержку развития речи, начинается с обращения к специалисту. Грамотный невролог сможет вовремя заметить симптомы ЗРР и назначить лечение. Поэтому не пренебрегайте осмотром у врача в 3, 6, 9 и 12 месяцев.

Бывает так, что на ваш взгляд на приеме не происходит ничего необычного. Но специалист может заметить незначительные отклонения даже в 6-9 месяцев и вовремя назначить лечение.

Ноотропные препараты бывают двух видов действия: стимулирующие и успокаивающие, назначает их только врач. Никогда не покупайте детям лекарства, которые помогли вашим знакомым.

Различные терапии, логопедический и общий массаж помогут ребенку заговорить в одно время со сверстниками. Это поможет ему не отставать от них.

Социальная помощь

Для лечения ЗРР у детей в домашних условиях очень важно решить вопрос влияния окружения. Нужно начать больше времени уделять детям, общению с ними. Родителям нужно адекватно оценить внутреннюю обстановку в семье.

Ребенок нуждается в счастливой гармоничной семье. И только от вас зависит каким он вырастет.

Также хорошим подспорьем будет найти логопеда, специализирующегося на вашей проблеме. А также, возможно, и записаться на консультацию к семейному психотерапевту.

Запишитесь в группы по логоритмике, индивидуальные развивающие занятия, которые помогут “разговорить” малыша.

Ребенок не говорит

Плодотворное сотрудничество родителя с неврологом и логопедом разовьют коммуникативные навыки ребенка. Чтобы запустить речь, нужно создать условия, в которых ребенку придется что-то требовать, просить и высказываться.

Не предугадывайте его желания, проговаривайте вместе с ним все действия. Выполняйте рекомендации специалистов. Больше хвалите малыша и успех вам будет гарантирован.

Что делать? Это самый первый вопрос, который возникает у родителей детей с задержкой развития речи. Начинаем с поиска причины, которая препятствует развитию речи. Здесь также идет подразделение на те же группы, относящиеся к медицине и соцуму.

Медицинская помощь

Работа с причинами, повлиявшими на задержку развития речи, начинается с обращения к специалисту. Грамотный невролог сможет вовремя заметить симптомы ЗРР и назначить лечение. Поэтому не пренебрегайте осмотром у врача в 3, 6, 9 и 12 месяцев.

Общие сведения

звуков раннего онтогенеза, словаря и грамматики, фразовой и связной речи. Задержка речевого развития встречается у 3–10% детей; у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек. Задержка речевого развития негативно отражается на развитии психических процессов, поэтому ЗРР и ЗПР часто наблюдается у детей параллельно и обозначается в литературе как задержка психо-речевого развития (ЗПРР).

Возрастные особенности развития речи и их отставание

К 1 году ребенок должен осмысленно произносить 10 слов. Словом считается любое осмысленное звукоподражание или укороченное слово, обозначающее предмет, действие или существо. Например, «ба» (бабушка),  «ням» (еда, есть), «ксь» (кошка) считаются отдельными словами. При этом одна и та же лексема, обозначающая разный смысл, будет считаться таким количеством слов, сколько понятий оно содержит (например, «ка» — это может быть и «карандаш», и «каша»).

К 1,5 годам пассивный словарь насчитывает более 200 слов. Именно такое количество слов ребенок должен понимать и правильно показывать (животных, игрушки, бытовые предметы, цвета). Сюда же входит и понимание небольших грамматических конструкций на бытовые темы («возьми ложку», «хочешь пить?»). В активном словаре должно быть минимум 15-20 слов.

К 2 годам речь должна являться уже основным средством общения ребенка со взрослыми. В этом возрасте он охотно говорит только с близкими, хорошо знакомыми людьми, но речь еще не становится средством общения детей друг с другом.

Исследования показывают, что к 2 годам в норме ребенок уже может формировать предложения, состоящие из 3-5 слов. Если ребенок в 2 года этого делать не умеет, то уже можно говорить о задержке речевого развития.

После 2 лет наблюдается «лексический взрыв», когда ребенок самостоятельно формирует предложения и стремительно наращивает свой словарь.

С 2 лет специалисты уже могут поставить диагноз «задержка речевого развития». Однако на практике некоторые логопеды и родители предпочитают ждать появления речи до 2,6 лет. Это пограничная ситуация. С одной стороны, если ребенок не начал говорить в 2 года, это уже ЗРР. Но на практике многие дети успевают «выровняться» до нормы за эти 6 месяцев при условии, что имеют большой пассивный словарь и нормальное развитие в других сферах. В том случае, если фразовая речь не сформировалась к 2.6 годам, ждать дальше не имеет смысла, можно потерять драгоценное время.

К 3 годам словарный запас ребенка достигает 1200-1300 слов, обогащается состав речи – ребенок употребляет почти все части речи, хотя и не всегда правильно. Происходит расширение функций речи, она становится основным средством общения не только со взрослыми, но и с детьми.

Темповая задержка речевого развития характерна для детей, у которых есть понимание обращенной речи, но сами они не говорят. Ситуация, когда ребенок «все понимает, но не говорит», без своевременной коррекции может привести к вторичной задержке психического развития, потому что после трех лет мышление и интеллект развиваются уже в вербальной форме.

Для того чтобы становление разговорных навыков у малыша происходило естественно, без возможных нарушений, в первую очередь нужно:

  • достижение различными структурами головного мозга необходимой степени зрелости;
  • правильное и координированное функционирование голосовых и дыхательных систем;
  • достаточный уровень формирования слуха, зрения, двигательных навыков и эмоций;
  • рост потребности в общении с окружающими.

Отсталость в речевом развитии

В каком случае можно считать, что кроха освоил речь? Об этом свидетельствуют понимание того, что было сказано и умение говорить и формировать все свои мысли в словесной форме.

С 11 месяцев появляются первые слова. В возрасте 2-3 лет ребенок способен построить первые простые предложения.

С трех лет ребенок способен выстраивать свои мысли в связный небольшой текст, запоминать и пересказывать недлинные стихотворения.

Первый год жизни очень важен для правильного процесса становления речи ребенка. В этот период у него активно развиваются головной мозг, слух, органы речи. Гармоничное сочетание этих составляющих позволяет говорить о здоровье малыша. Слыша чужую речь, он пытается копировать вначале интонацию говорящего, а затем издавать похожие звуки и слоги.

Первые месяцы жизни ребенок произносит звуки неосознанно, постепенно тренируя свой речевой аппарат. Затем он начинает произносить эти звуки нараспев, переходя в стадию гуления.

С трех месяцев малыш отвечает, подражая взрослому, отдельными слогами, и к полугодию отчетливо произносит отдельные звуковые сочетания. К 9 месяцам ребенок лепечет. В это период у него развивается артикуляция, он старается повторить за взрослым определенные слова.

К концу первого года жизни малыш уже в состоянии повторять отдельные слова. Его словарный запас насчитывает примерно 10 слов, состоящих из однотипных слогов. Расширился круг узнаваемых предметов. Он узнает по именам близких людей, способен различать, кто изображен на картине.

С года ребенок начинает активно передвигаться в пространстве, взаимодействовать с большим количеством предметов. Это не может не отразиться на развитии его речи.

Появляются первые слова, обозначающие действия, пока в обобщающем виде. Пассивный словарный запас все шире, постепенно слова из него переходят в активный.

Отсталость в речевом развитии

После полутора лет появляются в речи ребенка первые простые предложения, чаще состоящие из двух-трёх слов. Затем малыш усваивает множественное число, и уже к двум годам использует формы падежа. Задержка речевого развития у детей 3 лет диагностируется в том случае, если ребенок этого не умеет. Но стоит ли сразу паниковать? Для начала важно выяснить причину.

Причины отклонения

Почему происходит задержка речевого развития у детей? Причины могут быть разными. Для эффективной коррекции проблем в речи ребенка необходимо четко определить проблему и обратиться к нужному специалисту. Ученые выделяют основные причины:

  • Проблемы в развитии во внутриутробном периоде.
  • Родовые травмы.
  • Травмы головы в раннем возрасте.
  • Психологические травмы, задержки нервно-психического развития.
  • Проблемы со слухом.
  • Ограниченное общение взрослого с ребенком.

Ни для кого не секрет, что здоровье ребенка закладывается в период беременности женщины, когда формируются все органы, развивается головной мозг, отвечающий за становление и развитие речи в будущем.

Инфекционные заболевания, травмы, лечение антибиотиками, нездоровый образ жизни будущей матери могут пагубно отразиться не только на здоровье малыша, но на развитии его психики.

Многочисленные исследования также доказывают отрицательное влияние на речь ребенка, возникающее при родовых травмах. Вот тогда и может наблюдаться задержка речевого развития у детей 3 лет и старше.

Травмы головы в раннем возрасте, сотрясение мозга, тяжелые инфекционные заболевания с осложнениями, стресс, невроз – все это может повлиять как на развитие организма ребенка в целом, так и на речь в частности.

Проблемы со слухом очень пагубно влияют на развитие и становление речи. В этом случае и происходит задержка речевого развития у детей 3 лет. Невозможно научить ребенка воспроизводить звуки, если он их не слышит и не понимает.

Возможно, это всего лишь временное явление, связанное с заболеванием, воспалением уха или наличием серной пробки. Или же это серьезный недуг, например, как тугоухость.

Известно, что задержка речевого развития у детей 3 лет устраняется при его постоянном контакте со взрослыми. Родители разговаривают со своим чадом задолго до того как он научится отвечать им.

Эти они стимулируют работу головного мозга, положительные эмоции, а значит, и речь.

Замечено, что те дети, которые по каким-либо причинам лишены возможности общения, значительно позже начинают разговаривать.

До трехлетнего возраста диагноз «задержка речевого развития» (ЗРР) встречается очень редко, в большинстве случаев при сопутствующих различных заболеваниях. Если же возникли поводы для беспокойства, то своевременное обращение к специалисту может полностью решить проблему.

Отсталость в речевом развитии

Следует обратить особое внимание, если малыш не стремится к взаимодействию с другими детьми. Его не принимают в игру, потому что его речь непонятна для окружающих. Ребенок слишком торопится и проглатывает часть слов. Он не может ответить на простые вопросы.

Если же результата от занятий нет после непродолжительного времени, следует обратиться к специалисту.

После 4 лет велика вероятность переход от задержки речевого развития в задержку психоречевого развития (ЗПРР).

Это объясняется тем, что недоразвитие речи тормозит развитие мышления, и наоборот, проблемы в психическом развитии затормаживают нормальное становление речи у ребенка. От выбранных методик для лечения и коррекции ЗПРР зависит успех в развитии речи.

Однако отмечено, что после пятилетнего возраста шанс на полное искоренение недостатков в речи резко падает. А после 6 лет и вовсе составляет всего 0,2%.

Как узнать, что у ребенка действительно задержка речевого развития? Как распознать отклонения? Ученые и специалисты выделяют 10 основных признаков:

  1. Отсутствие «реакции оживления» на взрослого до 4 месяцев.
  2. Отсутствие лепета до 9 месяцев.
  3. Проблемы с жеванием и глотанием до полутора лет.
  4. Отсутствие простых слов и непонимание элементарных команд до полутора лет.
  5. Словарный запас не расширяется к двум годам.
  6. Неумение составить простые предложения из двух слов к 2,5 годам.
  7. Неразборчивая, торопливая или чересчур медленная речь к трем годам.
  8. Неумение составить собственных предложений в 3 года или использование зеркальных фраз взрослого.
  9. Непонимание простых объяснений взрослого после трех лет.
  10. Постоянно открытый рот и обильное слюнотечение, не связанное с прорезыванием зубов.

Проявления задержки речевого развития

Для правильного понимания того, какие признаки свидетельствуют о задержке речевого развития, необходимо знать основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста.

Появление ребенка на свет знаменуется криком, являющимся первой речевой реакцией младенца. Крик ребенка реализуется посредством участия голосового, артикуляционного и дыхательного отделов речевого аппарата. Время появления крика (в норме на первой минуте), его громкость и звучание могут многое сказать специалисту-неонатологу о состоянии новорожденного.

В норме в 1 год в активном словаре ребенка имеется примерно 10 слов, состоящих из повторяющихся открытых слогов (ма-ма, па-па, ба-ба, дя-дя и т.д.); в пассивном словаре – около 200 слов (обычно названия повседневных предметов и действий). До определенного времени пассивный словарь (количество слов, значение которых ребенок понимает) намного превышает активный словарь (число произносимых слов).

Примерно в 1,6 – 1,8 мес. начинается так называемый «лексический взрыв», когда слова из пассивного словаря ребенка резко вливаются в активный словарный запас. У некоторых детей период пассивной речи может затягиваться до 2-х лет, однако в целом их речевое и психическое развитие протекает нормально.

Исследователи полагают, что переход к фразовой речи возможен, когда в активном словаре ребенка имеется не менее 40 – 60 слов. Поэтому к 2 годам в речи ребенка появляются простые двухсловные предложения, а активный словарь вырастает до 50-100 слов. К 2,5 годам ребенок начинает строить развернутые предложения из 3-4 слов.

В период с 3-х до 4-х лет ребенок усваивает некоторые грамматические формы, говорит предложениями, объединенными по смыслу (формируется связная речь); активно использует местоимения, прилагательные, наречия; овладевает грамматическими категориями (изменением слов по числам и родам). Словарный запас возрастает от 500-800 слов в 3 года до 1000-1500 слов в 4 года.

Специалисты допускают отклонение нормативных рамок в сроках речевого развития на 2-3 месяца у девочек, и на 4-5 месяцев у мальчиков. Правильно оценить, является ли запаздывание сроков появления активной речи задержкой речевого развития или индивидуальной особенностью, может только специалист (педиатр, детский невролог, логопед), имеющий возможность наблюдать ребенка в динамике.

Т. о., признаками задержки речевого развития на разных стадиях речевого онтогенеза могут являться:

  • аномальное протекание доречевого периода (малая активность гуления и лепета, беззвучность, однотипные вокализации)
  • отсутствие реакции на звук, речь у ребенка в возрасте 1 года
  • неактивные попытки повторения чужих слов (эхолалии) у ребенка в возрасте 1,5 лет
  • невозможность в 1,5-2 года на слух выполнить простое задание (действие, показ и т. д.)
  • отсутствие самостоятельных слов в возрасте 2-х лет
  • неспособность соединения слов в простые фразы в возрасте 2,5-3-х лет
  • полное отсутствие собственной речи в 3 года (ребенок употребляет в речи только заученные фразы из книжек, мультфильмов и пр.)
  • преимущественное использование ребенком неречевых средств коммуникации (мимики, жестов) и др.

Определение степени задержки речевого развития

Иногда к нам обращаются клиенты, детям которых в карточке для детского сада написали следующее: «ЗРР 3 степени», «ЗРР 2 степени», «ЗРР 1 степени». Что под этим имеется в виду? Диагноз «задержка речевого развития» может поставить как логопед, так и невролог. Сам по себе термин «ЗРР» описательный: он лишь подтверждает факт, что речь развивается не по норме, без указания на структуру дефекта и причины нарушения.

Степени развития речи определяют логопеды, объединяя в своих записях вполне конкретный диагноз «ЗРР» и степень развития речи. Чтобы понимать, что же такое ЗРР 3 или 1 степени, вкратце познакомимся именно со степенями развития речи. 1 степень является самой «жесткой». Она характеризуется лепетанием, звукоподражанием, отсутствием связных предложений, в употреблении ребенка только отдельные осмысленные слова, как правило, касающиеся бытовых предметов.

2 степень – ребенок строит предложения, но слова могут носить «лепетный» характер, быть незаконченными. Начинается использование различных грамматических форм.

3 степень – у ребенка имеется развернутая речь с небольшими отклонениями в произнесении звуков, грамматических форм слов.

Несмотря на общепринятое деление по степеням (уровням/стадиям) у двух детей с одинаковыми записями в карточке могут быть совершенно разные трудности. С одним ребенком нужно больше заниматься грамматикой, а с другим – объяснять разницу между звуками.

Профилактические меры и прогноз коррекции

Лечением задержки речевого развития занимаются, как правило, неврологи и логопеды. В тех случаях, когда задержка речи обусловлена психологическими причинами, к коррекции подключается психолог.

Например, в практике нашего центра был случай, когда неврологически абсолютно здоровый мальчик в 3 года совсем не разговаривал. Причиной был психоэмоциональный отказ от речи и педагогическая запущенность. Семья была с хорошим достатком. Мама родила сына почти в 40 лет, и ее стиль воспитания был непоследовательным.

С одной стороны, гиперопека с низким уровнем запретов и требований. В 3 года ребенок не посещал детский сад, только «развивашки». Не был приучен к горшку, постоянно находился в подгузниках (не потому, что отказывался ходить на горшок, а по причине того, что мама не начала приучение до обращения в центр).

В дополнение к этому было выявлено, что мама переносит на ребенка подсознательные эротические чувства: она практиковала совместный сон и ночные кормления грудью (по рекомендациям ВОЗ рекомендуется сохранять грудное вскармливание до 2-х лет. По мнению психологов, после 2-х лет кормление грудью отрицательно влияет на формирование личности и на детско-родительские отношения, ухудшает сепарацию ребенка от матери).

В то время как с мужем у мамы мальчика были прекращены сексуальные контакты, и готовился развод (она призналась, что «ей не нужны больше мужчины, ведь теперь есть сын»). Со стороны такое поведение кажется вполне безобидным, ведь просто мама спит вместе со своим трехлетним сыном, но психологически это очень нездоровая почва.

Кроме того, часто мама срывалась на ребенке, так как он был «неудобным», регулярно шалил и не слушался. Детско-родительские отношения можно охарактеризовать как «эмоциональные качели»: от любви до ненависти один шаг (часто такое явление можно наблюдать во взрослых парах мужчины и женщины). С одной стороны, полное потакание прихотям ребенка, его инфантилизация, с другой – сливание агрессии и гнева на него же. Вследствие этого у мальчика развилась сильная задержка речи и психического развития. Мама была направлена к психотерапевту.

Чтобы максимально быстро и эффективно помочь ребенку с диагнозом ЗРР, центр «Эмбер» перед началом занятий с логопедом или дефектологом рекомендует провести консилиум специалистов. Он помогает, прежде всего, установить причины ЗРР, понять, насколько серьезная у ребенка задержка и не скрываются ли под ней более сложные диагнозы.

Отсталость в речевом развитии

Принимает ли ребенок какие-нибудь лекарства, назначенные неврологом, какие слова он знает и употребляет, каков его пассивный лексический запас, нет ли каких-либо дополнительных диагнозов или отклонений – все это важно для составления коррекционного плана занятий. Коррекцией речи при ЗРР занимаются логопед и дефектолог, реже с ребенком или семьей работает психотерапевт или психолог.

Специалисты Центра Ember в своих занятиях при необходимости применяют различные методики:

  • Томатис-терапию;
  • занятия с аппаратом Forbrain;
  • логопедический массаж;
  • работу с речевыми зонами и биологически активными точками;
  • стимулирование работы мозга посредством ДЭНАС-терапии;
  • игровые методы;
  • арт-терапию и многое другое.

Важная составляющая нашей методологии – создание благоприятной обстановки для ребенка, формирование положительной мотивации для речи. Также огромное значение мы уделяем развитию крупной и мелкой моторики, которые сильно влияют на развитие внимания, координации, воображения, образования новых нейронных связей.

К нам обратилась мама мальчика 2,2 лет. Из анамнеза: осложненная беременность, преждевременные роды в 36 недель путем ЭКС. Весь первый год жизни — наблюдение у невролога в связи с задержкой моторного развития, по результатам нейросонографии — расширение и асимметрия боковых желудочков головного мозга.

До 2 лет мальчик вообще не говорил, в 2,2 года было частичное звукоподражание («мяу», «бабах», «пи-пи», «топ-топ») и несколько слов, обозначенных первым слогом.

Стал заниматься на дому с нашим логопедом-дефектологом Цветниковой Л.В. 2 раза в неделю, прошел курс логопедического массажа и один курс Томатис-терапии. Стремительно стал нарастать лексический запас, появилась фразовая речь, стал запоминать и воспроизводить стихотворения и песенки. В итоге в возрасте 2.8 лет диагноз ЗРР неврологом был снят.

ЗРР – нарушение, хорошо поддающееся коррекции. Если родители вовремя его диагностировали, было проведено комплексное обследование, подобраны нужные методики, то прогноз – благоприятный. К возрасту 5-6 лет речевое развитие ребенка уже достигает нормы. Но это при условии комплексного подхода к лечению и выполнении родителями всех рекомендаций специалистов.

Существует ряд профилактических мер, уменьшающих риск появления ЗРР:

  • соблюдение всех рекомендаций и создание благоприятных условий для внутриутробного развития ребенка;
  • создание благоприятных условий в первые годы жизни;
  • активное общение с малышом, оказание поддержки и стимулирование к коммуникации;
  • чаще играть с малышом в развивающие игры;
  • обеспечить комфортный, в соответствии с детским возрастом, информационный поток для ребенка.

Желательно периодически посещать логопеда и других специалистов для контроля за состоянием развития ребенка.

Но если ребенок не получил своевременно помощь специалистов, то он может отставать от сверстников не только в речевом плане, но и в интеллектуальном и психическом. Также у него может развиться более сложное речевое нарушение, которое станет причиной проблем в усвоении программы детского сада и школы.

ЗРР – это речевое нарушение, которое легко поддается лечению. При вовремя начатой коррекционной работе малыш быстро догоняет своих сверстников и не испытывает затруднений в общении и обучении.

Профилактические меры и прогноз коррекции

Прогноз зависит от сопутствующих расстройств, начального состояния пациента и своевременного оказания помощи. Если коррекцию начали проводить после 6 лет, скорее всего, добиться полной нормализации не удастся. Возможно, в старшем возрасте ребенок сможет говорить четко и внятно, размер его словарного запаса достигнет нормы, но вторичные проблемы останутся.

При своевременном обращении к врачу и отсутствии тяжелых сопутствующих патологий прогноз благоприятен. При должной мотивации со стороны взрослых и самого пациента удается частично или полностью устранить симптоматику. Такие дети чаще всего в дальнейшем посещают общие, а не коррекционные образовательные учреждения.

Главные методы профилактики — наблюдение за течением беременности, своевременные врачебные осмотры и грамотные воспитательные меры. Важно корректно оценивать состояние ребенка. Не следует беспокоиться при индивидуальных особенностях, но если в 2-3 года отсутствует пассивное понимание речи, нужно срочно обратиться к специалисту. Желательно с 4-6 месяцев начинать проводить развивающие занятия. В этом возрасте подойдет массаж ладоней для улучшения моторики.

Чем раньше начаты развивающие занятия с ребенком, тем быстрее и успешнее будет результат. Обычно при устранении предрасполагающих причин и грамотно организованной работе уже к старшему дошкольному возрасту дети с задержкой речевого развития догоняют своих сверстников. Эффективность коррекции зависит не только от участия врачей и педагогов, но и усилий родителей, соблюдения ими единых речевых требований и рекомендаций специалистов.

Профилактика задержки речевого развития у детей включает создание условий для благоприятного течение беременности, родов и постнатального периода; обеспечение адекватных микросоциальных условий и речевой среды, окружающей ребенка. Необходимо, чтобы игрушки, с которыми играет ребенок, носили развивающую направленность, а поступающая информация относилась к зоне актуального и ближайшего развития ребенка. Для оценки уровня речевого развития в 2–2,5 года целесообразно посетить логопеда.

Краткое описание

Отсталость в речевом развитии

ЗРР – это отставание речевого онтогенеза от нормы. Такие дети могут говорить, но их речь значительно отличается от речи сверстников. Логопед ставит этот диагноз в том случае, если у малыша не сформирован нужный объем слов. ЗРР может повлиять на развитие высших психических функций, что приведет к отставанию в общем развитии.

Выделяют три периода, когда детская речь развивается активнее:

  • до 2-х лет – на этом этапе могут возникнуть предпосылки для появления ЗРР;
  • до 3-х лет – в этот период логопед может диагностировать отставание в овладении речевыми средствами;
  • до 7 лет – если не была начата и проведена коррекционная работа по устранению дефекта, появляются более серьезные речевые нарушения, например, дизартрия.

Согласно последним исследованиям, количество малышей, имеющих ЗРР, стало больше. Чтобы точно определить причину ЗРР необходимо провести комплексное обследование.

Врачи — остеопаты могут успешно решить проблему задержки речевого развития у ребенка!

Как определить, есть ли у ребенка задержка в речевом развитии? Некоторые общепринятые в медицинских кругах факты дают возможность ответить на вопрос: «Дети с ЗПРР – кто они?». Если ребенок, достигший двухлетнего возраста, не понимает речь, обращенную к нему, использует малое количество слов, здесь необходимо незамедлительное обращение к специалистам по ЗПРР, лечение которой нельзя откладывать на потом.

Зачастую родители и учителя сталкиваются с проблемой, что дети с ЗПРР неусидчивы, невнимательны, у них крайне плохая память, и они очень быстро утомляются. Таким детям необходимо непрестанно находиться в движении, так им легче усваивать материал. Дети с диагнозом ЗПРР в младших классах очень трудно запоминают правила русского языка и таблицу умножения.

Некоторые признаки ЗПРР, лечение которого в своей необходимости не вызывает сомнений:

  • Ребенок в четыре месяца не проявляет эмоциональной реакции на жесты взрослых, не улыбается и не проявляет оживления на обращения;
  • Ребенок в 8-9 месяцев не издает звуков «мама», «папа», «баба»;
  • Ребенок в полтора года не говорит простых слов, например, «дай», не знает названий простых предметов, своего имени и не выполняет простейших просьб, например, «иди сюда»;
  • У ребенка возникают трудности с жеванием или сосанием;
  • В 2,5 года у ребенка запас слов составляет около 20 слов;
  • В три года ребенок очень быстро говорит, съедая окончания слов, или, наоборот, речь замедленная, при этом растягиваются слова;
  • У ребенка в любом возрасте замечается повышенное слюноотделение, и постоянно открыт рот.

В связи с такими факторами начинается торможение в психическом развитии, и к достижению пятилетнего возраста происходит задержка в речевом развитии (ЗРР), а далее — в психоречевом развитии (ЗПРР, лечение которого стоит начинать безотлагательно).

Почему же возникает задержка речевого развития у детей?

Задержка речевого развития у детей: причины, симптомы, методы лечения

Чаще задержка речевого развития у детей возникает в случаях, когда в результате родов ребенок перенес перинатальную энцефалопатию, гипоксию, травму ЦНС или шейного отдела позвоночника. Выделяют и другие факторы, влияющие на задержку речи ребенка в период развития плода внутри утробы: стремительные или преждевременные роды, нерегулярные дыхательные действия плода при родах, избыточное скопление жидкости в головном мозге, увеличенное давление внутри утробы, генетическая предрасположенность, психическое заболевание и несвоевременный перевод малыша на искусственное вскармливание.

Нарушение функционирования центральной нервной системы, психические или генетические расстройства систем регуляции деятельности головного мозга – вот от чего страдают дети с ЗПРР в наше время.

В моей практике всё больше встречается случаев, когда ребёнок до полутора лет развивался нормально, а после плановой вакцинации АКДС он останавливался в психоречевом развитии. Данный факт должен заставить родителей и врачей задуматься о целесообразности ТАКОЙ «вакцинопрофилактики».

Предлагаем ознакомиться  Можно ли забеременеть во время простуды
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Отсталость в речевом развитии
Adblock detector