Стадии развития грудного ребенка

Психомоторное развитие мальчиков первого года жизни

Первый месяц жизни малыша – это период адаптации к внешнему миру. Именно на данном этапе вырабатывается режим дня. Отличительная черта – продолжительный сон. Обычно он занимает до 70% от 24 часов. Это создает идеальные условия для активного роста ребенка, прибавка которого составляет до 3 см за первые тридцать дней жизни.

Еще один важный фактор адаптационного месяца – это питание. Данной процедуре следует максимально уделять внимание. Ребенка нельзя торопить, особенно при грудном вскармливании. Такой вид питания достается маленькому человечку гораздо сложнее, ему приходится сильно трудиться, чтобы высосать достаточно молока.

Поэтому грудничок может осуществлять передышки, а затем снова приступать к трапезе. Также прием пищи является для малыша не только способом насыщения, но и установления эмоционального контакта с матерью. Именно в такие моменты он чувствует себя наиболее защищенным в этом новом мире. При правильном питании прибавка в весе должна составлять от 600 до 700 г за первый месяц.

У здорового ребенка на первом месяце диагностируются следующие рефлексы:

  • Сосательный – язык прикасается к предметам, находящимся в зоне досягаемости.
  • Хватательный – сжимает в кулак предметы, находящиеся поблизости.
  • Шаговый – в вертикальном положении двигает ножками.
  • Плавательный – совершает плавательные движения в воде лежа на животе.
  • Поисковый – самостоятельно осуществляет поиск и нахождение материнской груди.

В конце первого месяца жизни ребенок учится концентрировать внимание на ярких предметах, различает лица, ненадолго удерживает голову, произносит гласные звуки и реагирует на голос.

Календарь развития малышей по месяцам от рождения и до первого года наполнен множеством событий и достижений. Все, что будет происходить с ребенком, будет для него впервые. Постепенно малыш развивает свои навыки, и к году будет активно ходить, ползать и сидеть. Он будет уметь держать ложку, а также понимать, как взаимодействовать с игрушками.

Доктор Комаровский утверждает, что развитие каждого ребенка индивидуально, поэтому можно только ориентироваться на нормы, в соответствии с которыми должен меняться малыш. Это вовсе не значит, что есть точный план, которому ребенок должен соответствовать.

Несмотря на то, что каждый младенец уникален, всегда есть нечто общее в познании им окружающего мира. Молодые родители могут наблюдать за развитием своего ребенка по месяцам.

Обратите внимание! Развитие недоношенного новорожденного по месяцам несколько отличается от тех, кто родился в срок. Они немного иначе реагируют на происходящее, все процессы привыкания и познания мира проходят несколько позже. Это не значит, что ребенок не здоров, он только будет расти чуть дольше и первое время немного расходиться с нормами.

Первый месяц

Первый месяц жизни ребенка считается самым сложным для  новоиспеченных мам. Грудной малыш еще адаптируется к обстановке, ему необходимо привыкнуть к миру и набраться сил, поэтому большую часть времени он спит. Крепкий и здоровый сон важен на этом этапе, поскольку именно во сне происходит рост грудничка.

От рождения дети обладают рефлексами, при помощи которых приспосабливаются к новой обстановке. Некоторые из них пропадают, спустя несколько месяцев, часть остается, такие как моргание, чихание, зевание и другие. Этап развития ребенка педиатры устанавливают за счет подобных способностей.

Иногда родители стараются сохранить врожденный рефлекс плавания и ходят с крохами на курсы по плаванию, чтобы малыш не утратил рефлекс. Подобное занятие можно проводить и в домашней обстановке.

К врожденным, но временным рефлексам относят:

  • хватательный (хватает палец, если дотронуться до руки);
  • сосательный (касается языком);
  • плавательный (движется как при плавании, если коснется животом воды);
  • поисковый (ищет грудь) и другие.

Фото 1

Месячный ребенок способен общаться только плачем, так он дает знать о том, что он голоден, о некомфортных ощущениях или просто требовать внимания. Если разговаривать с ребенком регулярно, то вскоре он начнет отвечать «агуканьем».

Первый месяц – важный период, как для мамы, так и для малыша

Первый месяц – важный период, как для мамы, так и для малыша

Второй месяц

Малыш уже не только рассматривает лица родителей, но и понимает их эмоциональное настроение. Он радуется, когда родители подходят к его кроватке, следит за движущимися предметами, ведь зрение улучшается. Грудничок дольше держит головку и бывает активным, притом нередки случаи, когда день у них сменяется ночью. Координация движений развивается – могут поворачиваться на спину, стараются ухватить предметы.

В течение нескольких недель постепенно будут утрачиваться врожденные рефлексы.

Третий месяц

Малыши отдают предпочтение ночному сну и меньше спят днем. Могут держать локти в качестве опоры, когда лежат на животе. Если держать малыша, он может отталкиваться ногами о поверхность, а также начинает активно изучать свои ножки, лицо и игрушки. К 3-му месяцу ребенок должен уметь распознавать звуки и сам общаться при помощи них. Появляется эмоциональная составляющая – грудничок начинает смеяться, улыбаться, криком выражать свои желания или недовольство.

Четвертый месяц

Теперь кроха самостоятельно переворачивается на живот и уверенно держит головку, ползает и старается сесть, начинает контактировать с предметами: придерживает бутылочку, бросает и берет игрушки. Произносит первые слоги и сам реагирует на звуки: слушает музыку, воспринимает свое имя, различает голоса.

Пятый месяц

Дети на пятом месяце уверенно сидят с опорой, играют с игрушками. Овладевают навыком различать близких от чужих. В присутствии незнакомого человека могут насторожиться, зато с близкими людьми охотно контактируют: просятся на руки, обнимают. Проявляют интерес к себе и окружающим предметам, начинают разглядывать картинки. В этот период начинают резаться зубы, дети капризничают.

До полугода дети больше развиваются физически

До полугода дети больше развиваются физически

Шестой месяц

К 6-ти месяцам дети сами садятся, ползают, нагибаются в разные стороны. Могут поднимать предметы, перекладывать их в разные емкости. Начинают играть со всем, в том числе с едой, познавая предметы, могут сломать игрушки. Развивается умение устанавливать самые простые причинно-следственные связи. Когда малыша спрашивают о предмете или человеке, может найти его взглядом.

Седьмой месяц

Дети в семь месяцев могут вставать, придерживаясь за опору, любят ходить ножками, когда родители держат их за подмышки. Начинает активно развиваться психомоторный аспект, поэтому детям так нравятся игры в «сороку-ворону», «ладушки». Им становится интереснее взаимодействовать с игрушками: стучат ими, бросают, ломают.

Восьмой месяц

Стадии развития грудного ребенка

Малыш уже уверенно ходит, опираясь на предметы. Особенно свободно чувствует себя в знакомой обстановке. Кроха может показать или принести предметы, о которых идет речь. Начинает соотносить предметы и понимать, как с ними можно взаимодействовать по новому: начинаются игры с пирамидками, стаканчиками и прочим.

Девятый месяц

Активно познает пространство и передвигается по нему разными способами. Запоминает, где лежат предметы, старается добраться до них. Повторяет за взрослыми, выполняет их поручения, любит, когда за ним наблюдают. Пробует самостоятельно пользоваться столовыми приборами. Мелкая моторика улучшается, и ребенок начинает совать пальцы во все отверстия. Проявляет к родителям все аспекты эмоций, а также старается манипулировать ими плачем. Быстро усваивает новые слова и придумывает собственные.

С полугода дети начинают развивать речь

С полугода дети начинают развивать речь

Десятый месяц

Ребенок любит танцы и музыку. Улучшается моторика рук, берет мелкие предметы, пользуется ложкой. Начинает определяться ведущая рука. Может прятать и перекладывать предметы, отдает предпочтение игрушкам маленького размера, показывает части тела на других.

Одиннадцатый месяц

Малыш может немного пройти без опоры, старается все делать самостоятельно. Бурно реагирует на новых людей, обстановку, игрушки. Понимает, когда на него сердятся и любит когда хвалят. Сам может кивать или вертеть головой в знак ответа. При прощании знает, что нужно махать рукой. Знает, как зовут всех ближних.

Годовой малыш спокойно встает, ходит, прыгает, участвует во всех процессах, которые с ним связаны. Может определять, нравится ему пища или нет. Сильно привязывается к родителям и игрушкам. Знает, для чего нужны разные предметы, и как ими пользоваться. Понимает, что ему говорят, и сам может на словах выразить свои желания.

Годовалый ребенок активно передвигается в пространстве

Годовалый ребенок активно передвигается в пространстве

Психомоторное развитие ребенка — это статическая и моторная активность, адаптационные умения ребенка, речевые и  эмоциональные изменения.

1-й  месяц

В первый месяц у новорожденного ярко выражены безусловные врожденные  рефлексы —  сосательный и хватательный. К концу первого месяца у малышей уменьшается физиологический гипертонус  мышц, и как следствие,постепенно угасает хаотичное движение ручками и ножками.

Статика и моторика Ребенок начинает держать голову в горизонтальном положении несколько минут, прислушивается к голосу взрослого, реагирует на резкие звуки и яркий свет вздрагиванием
Речь У малыша появляется первое гуление, которое характеризуется единичными звуками к концу месяца
Общие навыки Первая улыбка
Предлагаем ознакомиться  Причины гематурии у детей: кровь в моче у грудничка

Психомоторное развитие мальчиков первого года жизни

1-й  месяц

2-й  месяц

В 2 месяца ребенок активно двигает конечностями, но движения эти становятся менее хаотичными и более скоординированными. Может поворачиваться телом из стороны в сторону. Делает попытки поднять голову и тело, приподнимая шею и грудь примерно на 45 градусов.  Малыш улыбается при виде мамы и папы. Гулит и произносит «агу».

Статика и моторика Младенец  совершает повороты головы в разные стороны, более уверенно удерживает голову
Речь Частое короткое гуление
Общие навыки Продолжительная зрительная реакция за движущимися предметами, а также на звук и на человека со стороны. Улыбка при виде матери

3-й  месяц

В 3 месяца у мальчика угасают безусловные рефлексы, приходит в норму мышечный тонус , малыш уверенно держит голову. У ребенка  появляется активная и осмысленная реакция, развивается хватательный рефлекс — он тянется за игрушкой. Постепенно развивается хватательный рефлекс.  Ребенок активней реагирует на различные раздражители ( свет,  звук),  продолжительно гулит, более эмоционально общается с матерью. Малыш улыбается даже незнакомым людям.

Статика и моторика Малыш тянется за игрушкой
Речь Частое продолжительное гуление
Общие навыки Активная реакция на звуковые и световые раздражители. Реагирует на яркие предметы. Развивается хватательный рефлекс

4-й  месяц

В четыре месяца малыш начинает переворачиваться на бок, может  взять понравившуюся игрушку и рассматривать ее. Движения ребенка более осмысленные и целенаправленные. Малыш легко узнает близких, различает своих-чужих,  может смеяться при положительных эмоциях. В его речи среди гласных появляются некоторые согласные.

Статика и моторика Ребенок приподнимается лежа на животе, опираясь на локти. Переворачивается со спины на живот. В вертикальном положении фиксируются опоры ногами.
Речь Частое и продолжительное гуление при помощи различных звуков. В речи появляются согласные.
Общие навыки Внимание на звук, предметы. Наблюдается  оживление при встрече с незнакомыми людьми.

5-й месяц

В пятимесячном возрасте мальчик легко переворачивается с живота на спину, тянется ко всем игрушкам и другим интересующим его предметам в радиусе доступа. Пробует на вкус предметы и игрушки.  Малыш отчетливо различает своих-чужих, может произносить слоги . Оживленно радуется  общению  с другими малышами.

Статика и моторика Ребенок поворачивается с живота на спину, может стоять при поддержке в подмышечной области
Речь Гуление с подключением некоторых слогов
Общие навыки Узнает близких и чужих людей. Может проявляться негативные эмоции ( испуг)  в присутствии чужих людей. Активно и эмоционально общается с близкими.

6-й месяц

В пол-года мальчик может перекладывать предметы из руки в руку, активно переворачивается, делает попытки садиться. Ребенок активно реагирует на родственников и другихлюдей, просится на руки. В речи чаще употребляет разные слоги и звуки — малыш лепечет. С полугода дети сильно привязываются к своим родителям и очень тяжело переносят даже короткую разлуку с мамой и папой.

Статика и моторика Ребенок может сидеть без поддержки
Речь Появляется лепет
Общие навыки Более адекватная реакция при появлении матери, отца или чужого человека

7-й месяц

Статика и моторика Ребенок активно ползает и самостоятельно сидит
Речь Активно лепечет, начинает понимать родительскую речь
Общие навыки Перекладывает игрушки с места на место, из руки в руку. Четкая реакция на человека

8-й месяц

Первый месяц

В 8 месяцев малыш может  быстро ползать, садиться и вставать, ложиться, манипулировать игрушками.

Понимает речь, адекватно реагировать на вопросы  — одобрительно или отрицательно кивает головой, выполняет несложные действия, которым его научили (махать ручкой «пока», играть в «ладушки»).

Малыш может произносить слоги, состоящие из согласного и гласного звука. Может повторять звуки за взрослыми. Первые попытки ходить с опорой.

Статика и моторика Ребенок сам ложится, садится, поднимается. Ходит, удерживаясь за опору
Речь Активно лепечет, повторяет звуки за родителями
Общие навыки Играется с игрушками, машет ручкой на прощанье, играет в «ладушки»

9-й месяц

Статика и моторика Ребенок ходит при поддержке или самостоятельно от одной опоры к другой
Речь Может повторять слоги, понимает интонацию голоса, отвечает кивком на вопросы.
Общие навыки Двигается под ритмичную музыку (танцует). Самостоятельно играет игрушками длительно время. Выполняет несложные просьбы. Знает свое имя

10-й месяц

В 10 месяцев малыш умеет производить определенные действия строить пирамидку, складывать кубики, открывает-закрывает ящики, знает место, где лежат игрушки.  Малыш активно ползает и может ходить, держась за руку, опираясь о стену. Делает попытки пойти самостоятельно без поддержки. Может произносить первые слова.

Статика и моторика Ребенок может стоять 2-3 секунды без опоры и делает попытки начать ходить самостоятельно. Хорошо и быстро ползает
Речь В речи появляются первые слова, которые ребенок произносит осмысленно
Общие навыки Повторяет движения взрослых, любит играть, кладет игрушки на место

Стадии развития грудного ребенка

11-й месяц

В 11 месяцев  ребенок должен понимать слова «можно» и «нельзя». Может стоять без поддержки, пытается ходить самостоятельно.  Радуется, другим маленьким детям. Словарный запас  малыша расширяется до слогов «ля-ля», «мяу», и т. д.

Статика и моторика Ребенок стоит без опоры. Некоторые начинают ходить
Речь В лексиконе имеется несколько слов
Общие навыки Начинает понимать запреты  или просьбы  — «нельзя», «не бери», «отдай» и т. д. Выполняет простые требования и просьбы

12-й месяц

Статика и моторика Самостоятельно ходит
Речь В речи до 10 слов
Общие навыки Узнает близких людей по фотографиям. Исполняет более сложные требования и просьбы

Год — это один из самых интересных и забавных возрастов ребенка, но вместе с тем, это и тревожное время для родителей.

От мамы и папы требуется большое внимание, чтобы постоянно следить за малышом и держать его постоянно на виду — ведь годовичок, и особенно мальчик, вставший на ножки превращается в подвижное и любопытное существо, которое будет исследовать весь дом, переворачивая его вверх дном.

Поэтому родители должны обязательно обеспечить полную безопасность для ребенка и убрать из зоны доступа малыша все вещи и предметы, представляющие опасность.

Нарушения полового развития у мальчиков связывают с патологией секреции или действия андрогенов. Клиническая картина зависит от того, в каком возрасте возникла проблема.

Еще сегодня ваш ребенок – несмышленый грудничок, но совсем скоро по дому будет бегать активный годовалый малыш. Чтобы знать, все ли необходимые навыки вовремя приобретает младенец, нужно отслеживать его развитие по месяцам.

Представляем вашему вниманию подробный календарь развития ребенка с самого рождения до достижения им 12-ти месячного возраста.

Период до года – это тот этап жизни, когда малыш познает все вокруг, изучает себя и окружающих, поэтому это один из самых важных жизненных этапов. Поэтому читаем внимательно.

Первый месяц

1-ый месяц жизни считается периодом адаптации как для мамы, так и для новорождённого ребенка. Организм младенца постепенно привыкает к новой обстановке.

Если ребенок здоров и его ничего не беспокоит, он может проводить во сне большую часть суток. В короткие периоды бодрствования кроха хаотично двигает ручками и поджимает в коленях ножки.

Фото 2

С первых дней жизни он начинает прислушиваться к разговорам окружающих, звукам погремушек и музыкального мобиля.

  • Новорожденный малыш 70% времени проводит во сне. В первые недели жизни младенец часто делает судорожные движения ручками. Физическая активность основана преимущественно на рефлексах: сосательном (рефлекторное сосание); хватательном (вложив палец в ладонь ребенка, он крепко сожмет свои пальчики); поисковым (рефлекс позволяет найти грудной сосок во время кормления).
  • В этом возрасте могут начать беспокоить кишечные колики. Избавиться от них поможет согретая пеленка перед кормлением, положенная на животик, легкий массаж живота по часовой стрелке, выкладывание на животик и специальные травяные чаи (укропная вода, фенхель).

Ближе к концу 1 месяца малыш подносит ручки к лицу (глазам, рту), чтобы они были в поле зрения. Лежа на животе, ребенок в этот период старается повернуть голову из стороны в сторону, но еще не удерживает её вес.

Основные моменты развития ребенка первого месяца жизни:

  • кормления по требованию (могут доходить до 10-12 раз в сутки, включая ночные);
  • физическая активность ребенка основана на рефлексах (сосательном, хватательном, поисковом);
  • плач обусловлен дискомфортом;
  • распознает материнский голос и запах, реагирует на него;
  • на несколько секунд может сфокусировать взгляд на лице взрослого или неподвижном предмете.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 600 г. Увеличение роста – на 2-3 см.

Второй месяц

Во 2 месяце жизни у ребенка постепенно вырабатывается распорядок приема пищи и отхода ко сну. К этому возрасту малыш уже вовсю радует родителей своей улыбкой. Двухмесячный кроха способен чувствовать эмоциональное состояние мамы. Во время бодрствования младенец уже более активно двигает ножками и ручками, особенно в моменты общения со взрослым.

  • Во втором месяце жизни кроха уже более уверенно держит голову. Лежа на животе, малыш 10-15 секунд может удерживать голову и поворачивать её в разные стороны. У двухмесячного ребенка движения более скоординированы.
  • Что умеет ребенок в 2 месяца? Он любит рассматривать лица, подолгу фокусирует взгляд на предметах, находящихся на расстоянии 20-30 см. Появляются звуки гуления “а-а-а”, “е-е-е” и т.д. На знакомый голос отвечает улыбкой, улыбается при общении со взрослым.
Предлагаем ознакомиться  Ожог зеленкой - что делать и как лечить? Последствия ожога от зеленки

Основные моменты развития ребенка второго месяца жизни:

  • реагирует на звуки, поворачивает голову в сторону его источника;
  • исследует собственные ладони и пальцы, сжимает их в кулачки и рассматривает;
  • делает первые неловкие попытки дотянуться до погремушки;
  • рефлексы новорождённого постепенно угасают;
  • у ребенка совершенствуется зрительный аппарат, с этого возраста малыш начинает проявлять интерес к ярким предметам.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 800 г.

Увеличение роста – на 3 см.

Фото 3

Третий месяц

В 3 месяца ребенок меняется с каждым днем, превращаясь из полностью зависимого от мамы младенца в активного, общительного грудничка.

Второй месяц

В этот период ребенок начинает различать эмоции на лице взрослого, приветствует его появление комплексом оживления (ручки и ножки хаотично двигаются, активизируется речевая функция и мимика).

На втором месяце жизни сон ребенка сокращается. Он составляет до 20 минут в час. Возможны перебои ночного сна. Прибавка в росте достигает до 3 см, в весе – до 1 кг. Также карапуз более уверенно держит головку, способен переворачиваться с бока на спинку, в произношении появляются согласные звуки, в течение продолжительного времени фиксирует взгляд на предмете и может ненадолго удержать его в ручке.

Именно в этот период ребенок осознает свои конечности. Он акцентирует внимание на руках, рассматривает ладошки и тянет их в рот. Слух и зрение улучшаются, младенец начинает распознавать цвета.

На втором месяце следует уделять внимание разговору с ребенком. Это могут быть сказки, стишки или просто новые слова. Малыш интересуется новыми звуками, следит за мимикой взрослого во время произношения и рефлекторно начинает их усваивать.

Третий месяц

В этот период малыш становится более самостоятельным: он уверенно держит голову, в положении лежа на животе приподнимается на предплечьях.

Речевая функция также претерпевает скачок в развитии. Ребенок общается сам с собой, начинает произносить согласные звуки не только в сочетании с гласными, но и отдельно от них. Он громко смеется, передразнивает мимику взрослых. Моторика позволяет самостоятельно подносить предметы ко рту.

Прибавка в весе за третий месяц жизни достигает около 800 г, в росте – 3 см. Период бодрствования увеличивается до полутора часов. Ночной сон становится более продолжительным.

В этом возрасте очень важно почаще переворачивать ребенка на живот. Это упражнение помогает укрепить мышечный корсет спины и шеи, а также освободиться от газов в брюшной полости. А вот положение лежа на боку стоит ограничить, так как оно способствует деформации позвоночника.

Четвертый месяц

На данном этапе развития взаимодействие ребенка с внешним миром становится более активным. Малыш изучает окружающую обстановку, распознает свое имя, тянется к предметам, берет их, подносит ко рту, может стучать игрушкой или бросить ее. В процессе кормления осуществляет первые попытки держать грудь или бутылочку самостоятельно.

Младенец начинает выделять родителей из остальных окружающих. Происходит расстановка приоритетов: появляются любимые предметы, более всего нуждается в общении с матерью. Реакция на звук четко выражена, ребенок в состоянии определить его источник. Мелодичные звуки заставляют малыша затихать и прислушиваться. Лежа на животе опирается на ручки и расправляет их, ползает в таком положении.

По окончании четвертого месяца ребенок прибавляет в весе около 700 г, в росте – 3 см.

Педиатрия прошлого поколения советовала вводить прикорм детям с четырех месяцев, в виде фруктовых пюре и соков. Но современная практика все больше показывает, что такой рацион на данном этапе является первопричиной возникновения аллергии и повышенной кислотности желудка. Все необходимые микроэлементы и витамины содержатся в грудном молоке и искусственных смесях питания, поэтому стоит подождать с введением прикорма до полугода.

Половое созревание мальчиков

Отличие в развитии мальчиков и девочек начинается еще в утробе: мужские зародыши более подвержены стрессам и тяжелее переносят роды, поэтому могут дольше нагонять девочек в физическом развитии после рождения.

Однако малыши от рождения обычно крупнее малышек:

  • дышат животом (девочки грудью);
  • объем легких чуть больше;
  • крови на пол-литра больше, чем у девочек;
  • активнее, но девочки выносливее.

За первый год жизни мальчики опережают девочек в росте и весе, но к 2 годам они меняются местами. Девочки начинают ходить на пару месяцев раньше.

Что хорошо получается у девочек или мальчиков

Мальчики Девочки
• левый глаз видит лучше;
• пространственное зрение;
• распознают синий спектр цвета;
• слуховая память.
• реагируют на звуки;
• лучше и раньше распознают лица;
• оба глаза хорошо видят;
• периферийное зрение;
• распознают красный спектр цвета;
• раньше начинают говорить, имеют больший словарный запас;
• визуальная память.

Кроме того, у мальчиков быстрее развивается правое полушарие, у девочек – левое. Из-за этого девочки начинают быстрее осваивать речь. При этом процесс освоения речи проходит у детей одинаково. Различия есть и на эмоциональном фоне, ведь даже плач мальчики и девочки используют по-разному: новорожденные мальчики реагируют слезами на что-то новое для них, девочки плачут, если остаются одни.

В первый год жизни мальчики опережают девочек в физическом развитии, после – наоборот

В первый год жизни мальчики опережают девочек в физическом развитии, после – наоборот

1-й  месяц

2-й  месяц

3-й  месяц

4-й  месяц

5-й месяц

6-й месяц

7-й месяц

8-й месяц

9-й месяц

10-й месяц

11-й месяц

12-й месяц

Закладка половых органов происходит еще в эмбриональный период развития ребенка. Уже к 12-16-й неделе беременности завершается формирование главной отличительной особенности мальчика — полового члена и мошонки. На последних неделях беременности в мошонку через паховый канал опускаются яички — более 97% доношенных новорожденных рождаются с яичками «на своем месте».

Первый осмотр новорожденного джентльмена происходит еще в роддоме. А после того, как сынишку привезли домой, родители с естественным интересом начинают разглядывать и изучать свое чадо.

  • И тут нужно в первую очередь убедиться, что у мальчика правильно сформированы наружные половые органы: мочеиспускательный канал проходит по всей длине полового члена и открывается на головке, яички расположены в мошонке, крайняя плоть подвижна и не сжимает головку полового члена, а в области промежности нет дополнительных отверстий или щелей.
  • Очень важно, чтобы ребенка тщательно осмотрел участковый доктор, желательно в первую же неделю. И помните, что любые нарушения анатомии легче исправить в раннем возрасте!
  • В норме отверстие ее достаточно узкое и не пропускает головку полового члена наружу, однако достаточно широкое для того, чтобы струйка при мочеиспускании была цельной и нерасщепленной.
  • При сдвинутой без усилий назад крайней плоти, можно заметить на головке продольное отверстие — уретру. Его размер должен быть не менее 1-2 мм. По цвету кожица на кончике члена должна быть розовой. Мочеиспускание должно быть свободным, не вызывающим затруднений у малыша.
  • Если же у него при этом процессе надувается шарик из кожицы, малыш плачет и успокаивается, только когда пописает, значит у него патологическое сужение крайней плоти. Что делать — подскажет врач.

Дело в том, что внутри крайней плоти особые железы вырабатывают своеобразную смазку (она называется смегма), которая при закрытой крайней плотью головке не может своевременно удаляться самостоятельно: образуется ее застой.

В этой питательной среде развиваются бактерии, которые могут вызывать воспаления головки члена (баланит), а также головки и крайней плоти (баланопостит).

  • Вот поэтому надо подмывать малыша после того, как он два-три раза подряд намочил пелёнку, а при использовании памперсов — каждые 3 часа. Половой орган мальчика нужно промывать мягкими движениями, без усилий обнажая головку, а если для этого требуется хоть какое-то усилие, то промывать членик необходимо без обнажения головки.
  • Вода все равно попадет под крайнюю плоть (в препуциальное пространство) и вымоет все, что нужно. Помните, что грубое одномоментное выведение головки члена может привести к парафимозу — серьезному осложнению, связанному с отеком головки и почти неизбежным хирургическим вмешательством.
  • Когда же мальчик подрастет, следует научить его самостоятельным гигиеническим навыкам и постараться, чтобы эти полезные привычки закрепились на всю жизнь.

Настороженность родителей должно вызывать хроническое покраснение кожицы на кончике члена.

Если вы исключили гигиенические причины, а проблема не исчезла — нужно идти к врачу.

  1. Период от рождения и до начала полового созревания принято считать первой стадией развития — инфантильной, иными словами, детством. С точки зрения физиологии, в это время в репродуктивной системе не происходит никаких радикальных изменений. Вместе с общим ростом ребенка несколько увеличивается и половые органы (примерно до 4-5 см), объем яичек может колебаться от 0,7 до 3 куб. см, к 6-7 годам, как правило, исчезает физиологический фимоз и у головки члена появляется возможность «увидеть свет». Никаких вторичных половых признаков не наблюдается. Эта стадия у мальчиков заканчивается к 10-13 годам. В это же время у некоторых из них начинается период быстрого роста.
  2. Вторая стадия как бы подготавливает организм мальчика к ожидающим его резким переменам. Ее называют гипофизарной, и она является началом пубертата, или пубертатного периода (от лат. pubertas — половая зрелость). В это время гипофиз активируется и увеличивается секреция гормонов соматотропинов и фоллитропина, отвечающих за появление начальных признаков полового созревания. Сначала исчезает подкожный жир в мошонке, она увеличивается в размерах, появляется ее пигментация и множество мелких складок. Яички тоже увеличиваются в размерах и опускаются на дно мошонки. Начинается рост пениса, хотя его увеличение еще не так заметно. Продолжается общий рост, начинают меняться очертания тела.
  3. Третья стадия — стадия активизации половых желез (гонад). Гонады начинают вырабатывать мужские и женские гормоны (андрогены и эстрогены), продолжается развитие половых органов и вторичных половых признаков. В 12-13 лет иногда начинается лобковое оволосение — появляются первые волоски у основания члена. В 13-14 лет волосы на лобке темнеют, становятся грубее, распространяются по направлению к ногам. Член удлиняется, продолжают расти мошонка и яички.
Предлагаем ознакомиться  Носовое кровотечение у детей - симптомы болезни, профилактика и лечение Носового кровотечения у детей, причины заболевания и его диагностика на EUROLAB

Фото 4

Каждый человек по-своему, безусловно, неповторим и уникален, не похож на всех остальных ростом, весом, чертами лица и совокупностью всех прочих индивидуальных особенностей. Индивидуальным путем с начала жизни происходит уже самый рост и развитие, превращение из ребенка во взрослого.

Немаловажным в этом является достижение половой зрелости и самоидентификация себя, в данном случае, как мужчины. Ведь все мы родом из детства, и это чудесное время, а также переходный пубертатный период от детства к взрослости является очень важным.

Происходит этот переход у каждого конкретного человека по-разному, однако существуют некоторые стандарты полового созревания мальчиков.

Далее, оценивается изменение размеров половых органов. В ходе полового созревания яички увеличиваются с 2,7 см как в 7 лет до 2,8-3 см на момент начала полового созревания. К 13-и годам – до 3,6-3,7 см.

  • Половой член с 7-и лет до наступления пубертатного периода вырастает от 3-3,5 см до 3,8 см и в 13-и лет равен 6,3 см соответственно.
  • В 15 лет размер яичек возрастает обычно до 4 см, а половой член достигает 6,7 сантиметров.
  • Еще одним показателем является появление волосяного покрова на теле. Вначале волосы вырастают на лобке, а к 14-15 годам – в подмышках. Тогда же отмечается рост юношеского пушка на подбородке и над верхней губой.

Приблизительно в это же время, к 14-и годам зачастую начинают появляться поллюции.

В течение периода полового созревания мальчиков наблюдаются два основных скачка роста. В 10-11-летнем возрасте ребенок может вытянуться на 10 см. К 13-годам возможно прибавление еще от 7-и до 8-и сантиметров.

Стандарты полового созревания мальчиков, конечно же, являются показателями приблизительными и весьма усредненными. Некоторая вариативность, безусловно, возможна и где-то даже неизбежна. Но отличия совсем не обязательно и не в каждом случае свидетельствуют о наличии серьезных отклонений в развитии ребенка. Если конечно, величины их не слишком из ряда вон выходящие.

Фото 5

В течение пубертатного периода один за другим сменяются различные этапы полового созревания мальчиков.

  • Зачастую вплоть до того самого момента когда у ребенка начинают обнаруживаться первые признаки начинающих у него формироваться предпосылок к тому что в дальнейшем он обретет способность к исполнению детородной функции общее его развитие носит стабильный равномерный характер. При этом не имеют место сколь-нибудь явные и существенные изменения гормонального фона.
  • К своему пику активности все процессы, связанные с половым созреванием мальчиков приходят в основном года на два позже, нежели чем у юных представительниц прекрасного пола. Заметные изменения, происходящие с мальчиками, становятся явными только после достижения ими 12-13 лет.

Пятый месяц

Именно на пятом месяце ребенок учится переворачиваться без помощи взрослых, ползать и даже сидеть. Проявляются первые попытки встать на ноги. Здесь родителям необходимо поддержать инициативу малыша и начать обучение первым шагам. Это послужит отличной тренировкой мышц ног и профилактикой развития плоскостопия или прыгающей походки.

Прибавка в весе достигает около 700 г, в росте – 2,5-3 см.

На пятом месяце жизни малыш четко отличает незнакомых от близких ему людей. Реакция на чужого человека может проявляться в плаче и отказе от близкого контакта с ним. При рассматривании картинок большее внимание уделяет изучению лиц. Прорезываются первые зубки.

Шестой месяц

Полугодовалый малыш хорошо откликается на свое имя, сидит на попе без помощи взрослых и осуществляет первые попытки встать на четвереньки. Речевая функция развита настолько, что позволяет произносить четкие осмысленные слоги («ма-ма», «па-па»).

В полгода у ребенка активно развиваются следственно-причинные связи: выплюнул соску – она упала, закричал – подошла мама. Ярко выражена смена настроений, взаимодействует со взрослыми в простых играх («ку-ку»).

Шесть месяцев – это наиболее подходящий возраст для ввода прикорма, вид и пропорции которого стоит обсудить с педиатром. Расширяя рацион вашего малыша, старайтесь воздержаться от сладкой или соленой пищи. В противном случае возможно возникновение проблем с почками и кишечником.

Прибавка в весе составляет около 700 г, в росте – от 2,5 см.

Седьмой месяц

Седьмой месяц – период экспериментов. Ребенок активно взаимодействует с окружающими его предметами, бьет их друг о друга, кидает на пол и внимательно наблюдает за процессом. Ходит с поддержкой, ползает на четвереньках (иногда только пятится). Также младенец проявляет положительные эмоции при купании, плещется в воде с игрушками.

Фото 6

В семь месяцев малыша нужно знакомить с частями тела, рассказывать их названия и просить ответную реакцию (малыш показывает, где животик, ручка, ножка и т.д.).

Полезным прикормом в этот период станут мясо и творог. Содержащиеся в них калий и кальций способствуют росту костей, прорезыванию зубов, нормальной работе внутренних органов, а белок помогает активному росту мышечной массы.

Прибавка в весе на седьмом месяце составляет около 600 г, в росте – 2 см.

Восьмой месяц

Ребенок в этом возрасте свободно передвигается на четвереньках, ходит с опорой, садится. Копирует движения взрослых, играет в «ладушки», осуществляет первые попытки кушать самостоятельно.

В данный период развития малыша особенно остро проявляется его привязанность к матери. На потерю ее из поля зрения ребенок реагирует плачем. Эмоциональный спектр расширяется, и в нем четко просматриваются радость, упрямство, удивление, огорчение. Словарный запас увеличивается.

Рацион питания в этот период требует разнообразия. Малыша можно кормить многокомпонентными овощными пюре, кашами с добавлением фруктов, хлебом и кисломолочными продуктами.

Обратите внимание на развитие речи вашего ребенка. При разговоре с ним четко произносите слова, избегайте уменьшительно-ласкательных форм и других искажений произношения.

Прибавка в весе составляет около 600 г, в росте – 2 см.

Девятый месяц

На девятом месяце жизни малыша активно развивается мышечный и костный аппараты. В этом возрасте ребенок активно учится ходить самостоятельно. Он держится за мебель, встает, ходит с опорой, падает и снова встает. Пытается повторять слова, произносимые взрослыми.

На девятом месяце жизни у ребенка хорошо развивается память. Он помнит, куда положили его игрушку и где достать то, что его интересует. Появляются первые попытки манипуляций посредством крика. Ребенок выполняет некоторые просьбы.

Моторика у девятимесячного человечка хорошо развита. Он способен самостоятельно держать ложку, мять пальчиками пластилин или рвать листок бумаги.

В этот период родителям также стоит уделять большое внимание развитию речи. Осуществлять это можно посредством чтения книг и изучения иллюстраций.

Десятый месяц

На десятом месяце жизни в развитии ребенка начинает преобладать подражательный рефлекс. Он пытается копировать поведение взрослых и животных. Учится взаимодействию с другими детьми через игру. Осознает запрещающие фразы, стоит без опоры.

В возрасте десяти месяцев у ребенка устанавливаются логические связи. Он понимает, что машинку можно катать рукой, неваляшку нужно толкать, а пирамидку – собирать.

Фото 7

Прибавка в весе составляет около 350 г, в росте – 1 см.

Дневной рацион десятимесячного малыша должен состоять только из полноценных продуктов. Смесь или грудное молоко стоит давать после еды и перед сном.

На данном этапе развития можно постепенно вводить занятия творчеством. Для этого прекрасно подойдут лепка или рисование.

Двенадцатый месяц

В этом возрасте малыш отлично преодолевает препятствия, принимает активное участие в процедурах купания и переодевания. В меню появляются как любимые блюда, так и те, к которым кроха абсолютно равнодушен. Озвучивает свои желания при помощи словарного запаса, который достигает 15 слов.

Именно в этот период родители сталкиваются с такими чертами характера ребенка, как упрямство и своенравие. Но не стоит сильно переживать по этому поводу. Эти новшества полностью обусловлены развитием вашего малыша. Он начинает осознавать себя личностью, отдельной от папы и даже мамы. Приобретение новых навыков добавляет уверенности маленькому человеку, он начинает осознавать, что кое-где с успехом справится и без посторонней помощи. А все запреты воспринимаются как противодействие его самостоятельной деятельности.

Заключение

В жизни развитие каждого ребенка всегда отличается от средних показателей. Где-то оно опережает их, в чем-то еще отстает – это нормально. Но если уровень развития младенца сильно уступает приведенным нормам, то необходим контроль педиатра и более узких специалистов, таких как невропатолог, хирург и другие.

Какими бы темпами ни развивался ваш малыш, никогда не забывайте одаривать его своей заботой, лаской и любовью. Ведь только такая атмосфера способствует гармоничному развитию личности, способной в будущем подарить вам счастливую старость.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Стадии развития грудного ребенка
Adblock detector