Замедленное психическое развитие у детей

Врачи — остеопаты могут успешно решить проблему задержки речевого развития у ребенка!

Многие родители отмечают существенный прогресс при коррекции развития психики ребенка даже после простого общеукрепляющего курса массажа. Что тогда говорить об эффективности более эффективных, сложных, емких техник остеопатического лечения, сконцентрированных не только на разминании мышечных тканей, но и на комплексном диагностировании с последующей терапией мозговых структур.

Отклонения развития психики могут быть вызваны различными факторами. В основном — это органические повреждения, которые образуются в перинатальном периоде либо в последствии родовых травм, ушибов, неудачных падений. В подобных случаях остеопатическая помощь просто незаменима. Сначала врач-остеопат проводит тщательное, полное обследование всех отклонений и нарушений в детском организме, после чего приступает к лечению.

Благодаря использованию безболезненных и мягких приемов, остеопат способен устранить следующие патологические отклонения:

  • блоки и зажимы в связочной и мышечной системе;
  • нарушение передвижения жидкостей (ликвора, лимфы, крови);
  • повреждения костных структур.

Врач-остеопат проводит детальнейшую работу над структурами костей черепа, мозговых оболочек, головного мозга. Это позволяет нормализовать все процессы, активизируя спящие зоны, которые отвечают за определенные механизмы развития.

Методы остеопатического воздействия действенны в случае, когда у ребенка имеется любая отсталость развития. При своевременном диагностировании нарушений, проведении соответствующих мер и необходимой коррекции, возникшие отклонения развития психики ребенка можно постепенно выровнять. Спустя время, детей не отличишь от их сверстников как в эмоциональной, так и интеллектуальной сфере.

Остеопатия помогает ребенку, имеющему отклонения в психике, держать ровную осанку, меньше уставать. В случае интенсивных занятий остеопатические техники позволяют повысить успеваемость, улучшить память и главное — догнать и даже перегнать сверстников в психомоторном становлении.

Не только родители детей, но и их педагоги отмечают положительную динамику развития в процессе остеопатического лечения. Это проявляется в лучшем усвоении школьного материала, проявлении большей усидчивости, выполнении уроков и даже улучшении почерка. Кроме того, остеопатические техники способствуют стабилизации общего состояния у детей.

Наработанные методики остеопатического терапевтического воздействия дают возможность достичь заметных результатов в интеллектуальном, умственном и психологическом становлении, а также помогают избавиться от многих, даже самых тяжелых отклонений психомоторной сферы.

Как определить, есть ли у ребенка задержка в речевом развитии? Некоторые общепринятые в медицинских кругах факты дают возможность ответить на вопрос: «Дети с ЗПРР – кто они?». Если ребенок, достигший двухлетнего возраста, не понимает речь, обращенную к нему, использует малое количество слов, здесь необходимо незамедлительное обращение к специалистам по ЗПРР, лечение которой нельзя откладывать на потом.

Зачастую родители и учителя сталкиваются с проблемой, что дети с ЗПРР неусидчивы, невнимательны, у них крайне плохая память, и они очень быстро утомляются. Таким детям необходимо непрестанно находиться в движении, так им легче усваивать материал. Дети с диагнозом ЗПРР в младших классах очень трудно запоминают правила русского языка и таблицу умножения.

Чаще задержка речевого развития у детей возникает в случаях, когда в результате родов ребенок перенес перинатальную энцефалопатию, гипоксию, травму ЦНС или шейного отдела позвоночника. Выделяют и другие факторы, влияющие на задержку речи ребенка в период развития плода внутри утробы: стремительные или преждевременные роды, нерегулярные дыхательные действия плода при родах, избыточное скопление жидкости в головном мозге, увеличенное давление внутри утробы, генетическая предрасположенность, психическое заболевание и несвоевременный перевод малыша на искусственное вскармливание.

Нарушение функционирования центральной нервной системы, психические или генетические расстройства систем регуляции деятельности головного мозга – вот от чего страдают дети с ЗПРР в наше время.

В моей практике всё больше встречается случаев, когда ребёнок до полутора лет развивался нормально, а после плановой вакцинации АКДС он останавливался в психоречевом развитии. Данный факт должен заставить родителей и врачей задуматься о целесообразности ТАКОЙ «вакцинопрофилактики».

Некоторые признаки ЗПРР, лечение которого в своей необходимости не вызывает сомнений:

  • Ребенок в четыре месяца не проявляет эмоциональной реакции на жесты взрослых, не улыбается и не проявляет оживления на обращения;
  • Ребенок в 8-9 месяцев не издает звуков «мама», «папа», «баба»;
  • Ребенок в полтора года не говорит простых слов, например, «дай», не знает названий простых предметов, своего имени и не выполняет простейших просьб, например, «иди сюда»;
  • У ребенка возникают трудности с жеванием или сосанием;
  • В 2,5 года у ребенка запас слов составляет около 20 слов;
  • В три года ребенок очень быстро говорит, съедая окончания слов, или, наоборот, речь замедленная, при этом растягиваются слова;
  • У ребенка в любом возрасте замечается повышенное слюноотделение, и постоянно открыт рот.

Замедленное психическое развитие у детей

В связи с такими факторами начинается торможение в психическом развитии, и к достижению пятилетнего возраста происходит задержка в речевом развитии (ЗРР), а далее — в психоречевом развитии (ЗПРР, лечение которого стоит начинать безотлагательно).

Детские педиатры и неврологи рекомендуют детям, у которых очевидна задержка речевого развития, лечение проходить у врача – остеопата, потому как даже медикаментозное лечение не всегда дает положительные результаты. Остеопатия эффективно помогает детям с такими серьезными диагнозами, как задержка в психомоторном и речевом развитии, дислексия, дисграфия, минимальная дисфункция мозга, СДВГ и синдром дезадаптации в школе.

Если у вашего ребенка ЗПРР, к какому врачу обратиться — не должно как вопрос вводить вас в долгие раздумья.

В большинстве случаев лечение задержки речевого развития у детей должно дополнятся использованием гомеопатического метода, а также занятиями с психологом. В ряде случаев необходимо подключать и фармакологические средства.

Помните, только вовремя диагностированная задержка речевого развития,  лечение в полном объеме помогут восстановить здоровье ребенку и вернуть его к полноценной жизни.

Таким образом, остеопатическое лечение способствует речевому развитию детей даже в очень тяжёлых случаях!

Грубая задержка психоречевого развития – еще один повод не медлить с визитом к медикам. Лечение ЗПРР начинать нужно не позже, чем в 3 года – в таких случаях логопеду получится избавиться от проявления за короткий срок. В 5-7 лет на устранение дефектов речи детей уйдет значительно больше времени.

Насторожить родителей должно отсутствие некоторых компонентов речевого навыка. У малыша наблюдаются нарушения в произношении звуков (нередко большей их части), проблемы со словарем, фразами и связной речью.

Медицинская статистика оповещает, что диагноз ЗРР чаще наблюдается у мальчиков (почти у 15%). У девочек показатель отклонений речевого или психогенного происхождения значительно ниже – до 5%. Обращение к специалистам и обучение детей необходимым речевым навыкам позволяют избавиться от дефекта, но для коррекции произношения придется приложить немало усилий, как врачу-логопеду, так и взрослым. Тесное общение и консультации с невропатологом позволят ускорить процесс, ведь речевые дефекты напрямую связаны с психикой карапуза.

Распознавание и диагностика

Причины задержки речевого развития у детей разделяют на:

  • биологические;
  • социальные.

В основе биологических причин лежат нарушения органического характера головного мозга, которые вызывают появление минимальной мозговой дисфункции. Чаще всего задержка речи может являться результатом воздействия на организм будущей матери неблагоприятных факторов:

  • внутриутробная гипоксия плода во время беременности;
  • асфиксия плода в процессе родовой деятельности;
  • травмы различного характера во время родов;
  • прогрессирование в организме матери инфекционных заболеваний во время беременности;
  • преждевременное рождение ребенка;
  • переношенная беременность более 41-42 недель.

Кроме этого, речевые проблемы в детском возрасте могут возникать после различных заболеваний, перенесенных до 3 лет. Чаще всего причинами, которые вызывают появление такой патологии, являются:

  • менингиты;
  • энцефалиты;
  • осложнения различного характера после вакцинации;
  • частые и длительные болезни в раннем возрасте.
  • заболевания ротовой полости и чаще всего патология «уздечки».

Правильная речь тесно связана с состоянием слухового анализатора и при появлении проблем со слухом у ребенка может быть диагностирована задержка речевого развития. Многие специалисты говорят о том, что такое заболевание может возникать под влиянием генетического фактора, то есть если у родителей в детстве были трудности с речью, то, скорее всего, они возникнут и у ребенка.

Социально-педагогические причины речевой патологии выражаются в создании неблагоприятной микросоциальной обстановки, в которой речь становится не востребованной. Чаще всего такое заболевание развивается в следующих случаях:

  • присутствие двуязычия в семье;
  • педагогическая запущенность;
  • повышенные требования к ребенку;
  • отсутствие общения между членами семьи;
  • невнятная речь родителей.

Вредное влияние на формирование речи в детском возрасте оказывает и чрезмерно информированная среда, поскольку в такой ситуации малыш сталкивается с большим потоком информации и не может правильно её усвоить.

Похожий материал:

  • Как научить ребенка говорить букву Р
  • Как научить ребенка говорить букву Л
  • Как научить ребенка быстро читать

Для подтверждения диагноза «задержка речевого развития» специалистами проводится комплексное обследование пациента, которое включает в себя:

  • оценка состояния слуха и выявление различных нарушений;
  • проведение возрастного тестирования, которое позволяет определить уровень психомоторного развития и оценить состояние речи в раннем возрасте;
  • проведение беседы с родителями целью выяснения методов их общения с ребенком;
  • изучение особенностей течения беременности и родов, а также раннего развития малыша;
  • обследование артикуляционного аппарата;
  • оценка фонетического восприятия и активной речи.

Диагностика задержки речи включает в себя и выявление причин появления такой патологии, поэтому проводится обследование малыша различными специалистами.

Лечение задержки речевого развития у детей – это комплексное воздействие на весь организм, поэтому ограничиться одними логопедическими занятиями вряд ли получится. Выбор коррекционной работы с детьми, которые страдают такой речевой патологией, определяется факторами, вызвавшими появление такой патологии.

При своевременной диагностике патологии и тесном взаимодействии родителей и специалистов удается достичь положительного результата.

Особое место в коррекционной работе принадлежит лечебным процедурам, проведение которых позволяет восстановить функционирование центров головного мозга. Чаще всего назначается проведение магнитотерапии и электрорефлексотерапии, которые помогают восстановить дикцию и интеллектуальные способности, а также расширить словарный запас.

Логопедический массаж считается одной из наиболее эффективных методов лечения, во время повеления которого специалистом оказывается воздействие на определенные отделы артикуляционного аппарата. При задержке речевого развития часто прибегают к помощи медикаментозных препаратов, которые помогают восстановить речь. Такие средства являются своеобразным питанием для нейронов мозга и обычно назначают прием:

  • Кортексина
  • Нейромультивита;
  • Лецитина.
Предлагаем ознакомиться  Что будет если часто пить антибиотики

Прием такого лекарственного препарата, как Когитум помогает простимулировать деятельность зон, отвечающих за речь. Назначать такое лечение может только специалист, поэтому самостоятельный прием препаратов просто недопустим.

Многие специалисты прибегают к лечению патологий речи с помощью неонотропных препаратов, которые помогают улучшить память и умственную деятельность. Мнение Комаровского по поводу задержки речевого развития у детей и лечения его таким способом отличается от позиции врачей. Он считает, что до настоящего времени медицине не удалось доказать эффективность этих препаратов и обоснованность их приема при лечении задержки речи.

Замедленное психическое развитие у детей

Устранение патологии предполагает тесное взаимодействие логопеда и родителей в развитии речи ребенка. Специалист поводит занятия и упражнения, отдельные элементы которых закрепляются с ребенком дома. Хороший результат коррекции речи дают:

  • артикуляционная гимнастика;
  • песенки;
  • упражнения на развитие мелкой моторики рук;
  • звукоподражание.

Задержка речевого развития в детском возрасте требует обязательного лечения, поскольку при его отсутствии возможно развитие тяжелых последствий. Конечно, легче предупредить патологию, чем потом тратить силы и средства на ее лечение. Именно по этой причине важно как можно больше времени общаться с малышом и уметь его слушать, а также создать благоприятную педагогическую среду для его развития.

При подозрении на ЗПРР необходимо пройти комплексное обследование, поскольку приведенные симптомы могут указывать и на другие заболевания. Поэтому прежде чем назначать лечение, важно поставить точный диагноз.

  1. Для начала нужно обязательно посетить невролога. Он изучит медкарту ребенка, выяснит особенности развития, отправит малыша на дополнительное обследование. В число исследований обязательно будут входить МРТ и энцефалограмма, которые позволят выявить нарушения в работе мозга и оценить его общее состояние.
  2. Далее потребуется визит к отоларингологу (а при необходимости – и к сурдологу), чтобы обнаружить возможные отклонения в развитии органов слуха.
  3. Обязательно придется посетить детского психолога и логопеда, которые дадут оценку речевым навыкам ребенка и степени отклонения их от нормы.
  4. Часто прояснить картину помогают генетик и детский психиатр, если в процессе обследования возникают подозрения на генетические или психиатрические заболевания.

Пройти полное обследование – необходимый этап. Ведь ЗПРР – это лишь следствие тех или иных отклонений. А потому так важно выяснить причину, которая эти отклонения вызвала. Устранять нужно именно ее, а не просто бороться с задержкой развития ребенка.

Диагноз ставится чаще всего еще в детском возрасте. Если родители замечают нарушения в психических навыках, обратиться к специалистам рекомендуется в 3-4 года. Для точной диагностики врачами изучаются все особенности – условия жизни карапуза, анамнез, нормативы речи, дополнительные навыки.

Поставить диагноз задержки психического развития можно только в результате комплексного сбора сведений от психологического, педагогического, логопедического, психотерапевтического, дефектологического обследования. Для распознавания ЗПР оценивается стадия развития психических процессов, двигательных возможностей, анализируются ошибки при решении задач из математики, упражнений письма и устного рассказа, определяется уровень развитости моторики рук.

Причины патологии

Каждый период развития ребенка предусматривает свои нормы психического и физического развития.

Период характеризуется тем, что младенцы не могут разговаривать и неопытным родителям трудно выявить характерные черты отклонения в развитии своего чада, но некоторые подсказки помогут это сделать вовремя:

  • ребенок в возрасте после 4 месяцев должен реагировать на появление в поле зрения своих родителей, если при этом от него не слышно никаких звуков, то следует обратиться к специалисту за помощью;
  • к полутора годам малыш должен понимать свое имя, произносить простые, часто повторяемые слова и понимать, когда от него требуют простых действий, отсутствие способности к таким действиям настораживает родителей;
  • если в два года у малыша очень скудный набор слов, он не может запомнить новых слов, не понимает побуждения к действию, такие симптомы говорят о задержке психического развития;
  • Основные признаки ЗПР у ребенка - таблицасимптомами ЗПР считается ситуация, если к двум с половиной годам малыш не может составить простые фразы и не может показать знакомые предметы по названию;
  • в трехлетнем возрасте родители должны насторожиться, если малыш не составляет предложения и не может повторить только что сказанное, быстро лепечет или, наоборот, замедлено произносит слова.
  • в возрасте четырех лет ребенок связно не разговаривает, не различает понятия, нарушено внимание, слуховая и зрительная память отсутствует.

Отдельное внимание стоит обратить на эмоциональные проявления, обычно дошкольники подвержены гиперактивности, утомление наступает быстро, память слабая, внимание рассеяно на разные предметы. Со взрослыми и сверстниками они трудно общаются, при проведении обследования с помощью энцефалографии наблюдаются нарушения функций центральной нервной системы.

При поступлении в первый класс специалист, проводящий тесты, в обязательном порядке обнаружит, если у ребенка есть задержка психического развития в сторону замедления. Но опытные родители могут и раньше обнаружить такие признаки:

  • ЗПР у детей можно корректироватьесли школьник с трудом совершает или у него совсем не получается самостоятельная еда, надевание одежды, застегивание и шнуровка обуви, умывание и другие процедуры личной гигиены;
  • малыш не любит участвовать в совместных играх, с настороженностью относится к другим детям, проявляет замкнутость и нежелание общаться;
  • во всех действиях ребенок проявляет нерешительность, излишнюю агрессию;
  • часто боится простых ситуаций и тревожно ведет себя.

Очень редко случаются такие ситуации, когда малыш с задержкой психического развития ничем не проявляет себя в кругу сверстников, чаще всего отставание в развитии заметно, и трудно не обратить внимания на такое обстоятельство. Но окончательный диагноз ставит специалист, самостоятельно родители не могут лечить ребенка без рекомендаций доктора.

Если к возрасту 10–11 лет у ребенка не проходят признаки задержки развития, то врачи настаивают на диагнозе умственной отсталости, сокращенно УО или подозревают конституциональный инфантилизм. Основными отличиями от замедленного развития являются:

  • Что такое ЗПР и ОУ - основные отличияпри умственной отсталости недоразвитость физического и психического характера носит необратимое направление, если же у ребенка задержка развития, то при правильной профилактике и должном уходе все замедленные реакции постепенно приходят в норму;
  • дети с ЗПР могут адекватно реагировать на предоставленную помощь и использовать полученный опыт в решении подобных задач;
  • ребенок с диагнозом ЗПР старается понять смысл сказанного или прочитанного, чувствует удовлетворение от проделанной работы, а ребята с выявленным инфантилизмом даже не пытаются постичь новые знания.

Отставание в психическом плане последовательно отражается на личностном развитии малыша в дальнейших жизненных ситуациях. Вовремя не принятые меры по преодолению задержки развития оставят значимый отпечаток на существовании индивидуума в социуме.

Равнодушное отношение к корректировке развития приводит к усугублению всех проблем ребенка уже в старшем возрасте. Дети отделяются от сверстников и замыкаются в себе, иногда к ним относятся как к изгоям, что формирует неполноценность собственной личности и понижает самооценку. Совокупность событий влечет за собой трудности адаптации и невозможность общения с противоположным полом.

Появление замедления психического развития зависит от различных причин, которые подразделяются на две категории:

  • органического характера, наследственных причин;
  • зависимости от социального окружения, неправильного педагогического влияния, эмоциональной депривации.

ЗПР у ребенка - что делать

ЗПР возникает по причинам локальных изменений в мозговых зонах, произошедших во время внутриутробного развития. Это могут быть последствия материнских заболеваний токсической, соматической, инфекционной формы. Иногда такие поражения происходят вследствие асфиксии ребенка при прохождении по родовым путям.

Немаловажным фактором может стать генетика, в соответствии с законами которой у ребенка появляется природная предрасположенность к задержке созревания мозговых систем. В большинстве случаев болезнь имеет неврологическую основу с симптомами дистонии сосудов, нарушением иннервации черепно-мозгового участка, гидроцелией.

Эти причины приводят к ЗПР, если ребенок находился и воспитывался с раннего возраста в неприемлемых условиях. К таким обстоятельствам относятся:

  • Если у ребенка ЗПР, следует постоянно консультироваться с психологомребенок не имел достаточного количества стимулов для нормального развития;
  • налицо материнская и эмоциональная депривация;
  • малышу не уделяли внимания педагоги, что привело к запущенности;
  • не было возможности овладеть простыми навыками;
  • алкоголизм родителей, сиротство в раннем возрасте;
  • постоянные скандалы в семье, нестабильность, ограничение общения со сверстниками;
  • некоторые исследователи в этой области указывают на причину педагогической запущенности неправильное и равнодушное отношение учителя к своему ученику без учета индивидуальных особенностей;
  • плохое и скудное питание, не обеспечивающее поступление в организм достаточного количества минералов и витаминов.

В результате страдают не только механизмы мозгового развития, но и подключаются психотравмирующие факторы, которые приводят больного пациента к остановке развития. Если происходит плотное сочетание причин из двух категорий, то ликвидировать ЗПР становится труднее в зависимости от величины поражения.

Ребенок, отнесенный к такой категории, останавливается не только в психологическом плане, но и физиологические параметры также не дотягивают до нормы, такие дети имеют маленький вес, недостаточный рост. Характерным является интерес ко всему новому, дети немного инфантильны, уживчивый нрав становится причиной, по которой многие из ребят находят друзей в своем окружении.

Дети этой категории приобретают задержку развития в результате вмешательства в функции мозга извне. У таких детей сохранен интеллект, но дисфункция мозга приводит к психическому виду инфантилизма и стойкой астении. Такие личности постоянно нуждаются в поддержке, скучают по близким людям, постоянно находятся в плаксивом расположении духа, затрудняется адаптация в социуме. Отличаются отсутствием инициативы, беспомощностью, пассивностью, нелепыми поступками.

В таких случаях абсолютно здоровые дети в физическом плане воспитываются в неблагоприятных условиях. Это может быть детский дом или безнадзорность в семье. Эмоциональные переживания, связанные с недостатком материнского тепла, отцовской поддержки, повторение однообразных контактов в ограниченном коллективе приводит к отставанию развития ребенка. Неблагополучная социальная обстановка, в которой воспитывается малыш, становится причиной задержке психогенного и интеллектуального развития.

Задержка психического развития у ребенка - диагностика

ЗПР вызывается органическими поражениями мозга из-за инфекционных заражений в первые месяцы жизни, патологических изменений во время беременности или травм во время тяжелых родов. Сопутствует этому астения, церебральная недостаточность, что ведет к замедлению работоспособности, нарушает память, внимание, ребенок отстает в изучении программы школы.

Сегодня проблемы задержки психического развития(ЗПР) детей во всем мире психологами осознаются в качестве одних из наиболее актуальных проблемных вопросов психолого-педагогической направленности. Современная психология выделяет три ключевые группы факторов, провоцирующих замедленный темп формирования отдельных процессов психики, а именно особенности течения беременности и прохождения непосредственно родового процесса, факторы социально-педагогического характера.

Предлагаем ознакомиться  Обязательно ли стричь ребенка в год налысо

Диагностика патологии

Под воздействием внешних факторов в структуре мозга могут нарушаться обменные процессы, которые приводят к развитию умственной отсталости либо олигофрении.

Задержку умственного развития классифицируют на три степени выраженности:

  • дебильность — при данной степени умственных отклонений ребенку под силу достигнуть независимости в уходе и приобрести навыки домашней работы. Основные трудности начнутся в школе: дети с таким диагнозом не могут успешно учиться согласно школьной программе, однако они способны научиться считать, читать, писать. Они могут овладеть простой профессией и выполнять несложные задачи;
  • имбецильность — средняя степень олигофрении либо умеренная умственная отсталость. Навыки самообслуживания даются таким детям достаточно трудно. Они плохо усваивают элементарные движения, не всегда могут понять речь. Такому ребенку в подростковом возрасте и детстве необходимо специальное педагогическое обучение и внимание. Люди зрелого возраста, страдающие имбецильностью, нуждаются в серьезном надзоре;
  • идиотия — глубокая стадия умственной задержки, которая заключается в том, что развитие человека останавливается на возрасте трех лет. Такие дети не способны к выполнению и пониманию правил, требований, инструкций. Им свойственны грубые отклонения в двигательной сфере. Нередко случаются недержание кала и мочи. Могут возникать серьезные неврологические отклонения. Как правило, причины идиотии органические (наследственные, генетические), однако иногда, данное состояние появляется после получения тяжелой травмы мозга.

Нарушения развития психоречевой и речевой сферы — не самостоятельное явление, а результат отклонений в становлении ЦНС, головного мозга.

К основным причинам задержки эмоционального развития можно отнести:

  • перенесенные болезни матерью во время беременности. Фактором, что способствует отклонению развития плода может быть отравление, проникновение инфекции, различные травмы;
  • гипоксия (кислородное голодание) плода в утробе;
  • родовая травма (травма шейных позвонков, ЦНС, перинатальная энцефалопатия);
  • тяжелая родовая деятельность (преждевременные, стремительные роды, обвитие пуповиной);
  • перенесение младенцем сложных инфекций, что стали причиной заболевания мозга и травм;
  • хромосомные, генетические патологии, которые могут привести к нарушению структуры мозга;
  • серьезная психическая травма;
  • неправильное воспитание: с детьми жестоко обращаются, воспитывают в чрезмерной опеке либо наоборот, бросили на саморазвитие. Чаще всего дети с задержкой психоэмоционального развития выходят из неблагополучных семей.

К заболеваниям, которые могут спровоцировать отклонения в развитии ребенка относят:

  • обменные нарушения ЦНС и врожденные аномалии;
  • эпилепсия и другие психические патологические состояния;
  • гидроцефалия;
  • ишемия мозга;
  • повышенное давление;
  • ДЦП;
  • нарушение ликвородинамики;
  • патологии мозговых сосудов;
  • опухоль головного мозга;
  • лейкодистрофия.

Отсталость психического и речевого развития формируется под воздействием инфекций, родовых травм, наследственных заболеваний, неблагоприятного психологического климата, которые приводят к нарушениям в работе мозга. Поэтому лечить следует не только отклонения в психике, но и причины их возникновения.

Положительный благоприятный эмоциональный климат семейных отношений, в которых растет и поддается воспитательному воздействию малыш, является фундаментом для его нормального физического формирования и психического развития. Постоянные скандалы и чрезмерное употребление алкогольных напитков, ссоры и насилие в семье ведут к торможению эмоциональной сферы малыша и замедлению темпа его развития.

Одновременно с этим и излишняя опека может спровоцировать замедленный темп формирования функций психики, при котором у детей затрагивается волевой компонент. Кроме этого, данному недугу часто подвержены постоянно болеющие малыши. Заторможенность развития нередко может наблюдаться у крох, которые ранее перенесли различные травмы, задевшие головной мозг. Нередко возникновение данного недуга у малышей напрямую связывают с задержкой их физического развития.

Случается, что ЗПРР ставят деткам из неблагополучных семей, где их воспитанием и развитием никто не занимался (так называемая социальная запущенность). Но в большинстве случаев такую задержку провоцируют те или иные патологии развития центральной нервной системы малыша. Это могут быть следующие заболевания или состояния:

  • менингит и другие инфекционные болезни, поражающие головной мозг;
  • детский церебральный паралич;
  • эпилепсия;
  • аутизм;
  • гипоксия плода;
  • синдром Дауна;
  • высокое внутричерепное давление;
  • опухоли или кисты головного мозга;
  • ишемия или патологии головного мозга;
  • лейкодистрофия;
  • психические болезни.

Конечно, сами по себе, «на ровном месте», такие заболевания не возникают, их провоцируют те или иные неблагополучные факторы.

Что же может способствовать появлению задержки психоречевого развития у детей?

  • Нездоровый образ жизни беременной (курение, алкоголизм, наркомания).
  • Частые нервные переживания, постоянные стрессы будущей мамочки в период вынашивания плода.
  • Тяжелая беременность, осложненная токсикозом, проблемами с почками, инфекционными заболеваниями матери, обострением хронических болезней и т. д.
  • Редкие хромосомные или генетические болезни, приводящие к торможению развития ребенка.
  • Тяжелые роды, родовая травма.
  • Тяжелые заболевания, которые малыш перенес до 2 лет.

Как уже говорилось, иногда ЗПРР возникает на фоне социальной запущенности. То есть к ней приводят:

  • неблагоприятная психологическая атмосфера в семье (частые скандалы, драки, крики);
  • тяжелая психологическая травма малыша (например, испуг);
  • грубое обращение с ребенком, насилие (физическое или психологическое).

Разновидности задержек психического развития

Отечественные и зарубежные медики составили несколько классификаций ЗПР у детей, но самой используемой стала система К.С. Лебединской:

  • конституционная задержка определяется проявлением наследственности;
  • соматическая форма становится активной в результате заболевания ребенком, которое оказало разрушительное действие на мозговые функции, например, хронические инфекционные заражения, аллергия, астения, дизентерия, дистрофия и другие подобные болезни;
  • психогенная задержка возникает в результате социальных факторов, действующих в неблагоприятных обстоятельствах;
  • церебрально-органическая задержка развития возникает при воздействии неправильных и патологических процессов в результате осложненной беременности.

Симптомы заболевания

Диагностировать у новорожденных наличие заторможенности развития невозможно при отсутствии явных физических у них дефектов. Нередко сами родители приписывают собственным чадам надуманные достоинства или несуществующие успехи, что также затрудняет диагностику. Родителям малышей следует внимательно наблюдать за их развитием и бить тревогу, если они начинают позже ровесников сидеть или ползать, если к трехлетнему возрасту, они не в состоянии самостоятельно выстраивать предложения и владеют слишком маленьким словарным запасом.

Диагностика ЗПР - как выявить проблемы у ребенка

Часто первичные нарушения формирования отдельных процессов психики замечают воспитатели в детском дошкольном заведении или педагоги в школьном учреждении, когда обнаруживают, что одному школьнику сложнее ровесников дается обучение, письмо или чтение, наблюдаются трудности с запоминанием и с речевой функцией.

В таких ситуациях рекомендуется родителям показать малыша специалисту, даже если они уверены, что его развитие соответствует норме. Так как раннее выявление симптомов задержки психического развития детей способствует своевременному началу коррекционного воздействия, что ведет к дальнейшему нормальному развитию малышей без последствий. Чем позже родители забьют тревогу, тем сложнее детям будет в учебе и в адаптации в среде ровесников.

Симптомы задержки психического развития детей нередко связывают с педагогической запущенностью. У таких малышей отставание развития обуславливается, прежде всего, социальными причинами, например, обстановкой в семейных связях.

Дети с задержкой психического развития часто характеризуются наличием разных видов инфантилизма. У таких малышей выходит на передний план незрелость эмоциональной сферы, а дефекты формирования интеллектуальных процессов уходят на задний план и проявляются не так заметно. Они подвержены многократным изменениям настроения, на уроках или в игровом процессе они характеризуются неугомонностью, стремлением выплеснуть в них все свои выдумки.

Дети с задержкой психического развития, наблюдающейся, прежде всего, в эмоциональной сфере, часто имеют проблемы с обучением в школьном учреждении, а их эмоции, соответствующие развитию малышей младшего возраста, нередко доминируют над послушанием.

У детей с преобладанием незрелости развития в интеллектуальной сфере все происходит наоборот. Они практически неинициативны, нередко чрезмерно стеснительные и застенчивые, подвержены целому ряду различных страхов. Перечисленные особенности тормозят выработку самостоятельности и формирование личностного становления крохи.

У таких малышей также превалирует игровой интерес. Часто они довольно тяжело переживают собственные неуспехи в школьной жизни или в учебном процессе, нелегко уживаются в незнакомой обстановке, в школьном заведении или дошкольном учреждении, долго привыкают к педагогическому коллективу, однако в тоже время примерно ведут себя там и слушаются.

Диагностировать задержку психического развития у детей, установить его тип и скорректировать детское поведение могут квалифицированные специалисты. В ходе проведения комплексного обследования и осмотра крохи следует учитывать следующие факторы: темп его деятельности, психоэмоциональное состояние, моторику и особенности ошибок в процессе обучения.

— они не способны к коллективной деятельности (учебной или игровой);

Педагогика при ЗПР - поможем ребенку

— их внимание развито слабее, чем у ровесников, им проблематично сконцентрироваться для усвоения сложного материала, также тяжело не отвлекаться в ходе объяснений педагога;

— эмоциональная сфера малышей весьма уязвима, при малейших неуспехах такие дети склонны замыкаться в себе.

Отсюда выходит, что поведение малышей с задержкой психического развития можно опознать по их нежеланию брать участие в групповой игровой или учебной деятельности, нежеланию следовать примеру взрослого, достигать заданных целей.

В диагностировании данного заболевания существует риск ошибки, вследствие того, что можно спутать незрелость развития крохи с его нежеланием выполнять задачи, которые не соответствуют его возрасту, или заниматься неинтересной деятельностью.

Обычно речевые отклонения сопровождаются характерной симптоматикой, которую родители уже могут заметить в раннем возрасте. Можно выделить некоторые признаки задержки речевого развития у детей:

  • в возрасте до года кроха никак не реагирует на окружающие звуки и ничего не произносит самостоятельно;
  • к 12 месяцам малыш не пользуется никакими жестами, например, не машет ручкой и не указывает на названные предметы;
  • к 1,5 годам ребенок не может повторять звуки, услышанные от взрослых;
  • малыш никак не реагирует на просьбы окружающих и имеет проблемы с пониманием речи, обращенной к нему;
  • после 2 лет ребенок пользуется жестикуляцией и имитирует звуки, однако, неспособен ничего произносить по собственному желанию;
  • в возрасте 2-3 лет кроха способен издавать лишь определенное количество звуков, но не может продемонстрировать какие-либо речевые навыки, рассказать о чем-либо или попросить что-нибудь.
  • у малыша нарушен тон речи, то есть все звуки и слова произносятся в нос и скрипучим голосом.
  • у ребенка все время рот остается приоткрытым и присутствует повышенное слюноотделение;
  • в 3 года малыш общается со взрослыми только заученными предложениями из мультфильмов и книг, но не строит их самостоятельно.

Опасным сигналом является тот факт, что у взрослых возникают трудности с пониманием речи своего крохи. Обычно родители, которые постоянно находятся с ребенком, в норме к 2 годам должны понимать половину произносимых слов. К трем годам объем таких слов увеличивается до ¾, а к 4 годам детскую речь должны без проблем понимать все окружающие.

Часто родители надеются на то, что проблемы с речью исчезнут самостоятельно по мере взросления, однако, это совсем не так. В том случае, когда задержка речи в детском возрасте возникает под воздействием причин органического характера, то обойтись без помощи специалиста уже не получиться. При выявлении родителями любых отклонений необходимо обратиться к специалисту как можно быстрее.

Предлагаем ознакомиться  Заболели после прививки акдс

Медики утверждают, что для детей с задержкой психического развития характерны яркие признаки, которые определить получится самостоятельно, но для подтверждения необходимо обратиться за медицинской консультацией. Только специальная комиссия диагностирует патологию, которая требует немедленного вмешательства врачей и родителей.

Задержка развития ребенка- психическое развитие, нормы

Основные симптомы и признаки, свидетельствующие о заболевании, связанном с нарушениями речи или психики:

  • отсутствие реагирования карапуза на речь взрослых в младенческом возрасте (этот признак схож также с аутичными чертами);
  • малыш не пытается лепетать до года;
  • в полтора годика ребенок не пытается выговаривать звуки, с трудом пережевывает пищу, не реагирует на просьбы взрослых;
  • малышам двух лет удается запомнить ограниченное количество слов, но он даже не пытается выговаривать новые;
  • в 4 года ребенок неспособен самостоятельно составить и произнести простое предложение, хотя в некоторых случаях пытается повторить за родителями сочетание нескольких коротких слов;
  • наблюдаются частые истерики, уговорить карапуза сложно длительное время;
  • у ребенка слабая память, он быстро устает даже при отсутствии активности;
  • у малыша повышенное выделение слюны, благодаря чему рот часто приоткрыт.

Внимание у детей практически отсутствует, ему не интересно читать с взрослыми книги, смотреть мультфильмы. В случае со сверстниками наблюдаются частые агрессии, ребенок без повода набрасывается на окружающих. Еще один признак наличия дефектов в психическом или речевом развитии, который легко распознать в домашних условиях, – гиперактивность.

процедуры связанные с заболеванием

Принципы лечебной терапии

Специальная методика, разработанная для малышей с замедленным психическим развитием. Лечение происходит воздействием электрических импульсов на некоторые участки нейрорефлекторных зон, находящихся в определенных точках головного мозга.

Манипуляции совершенно безопасны для детей. Разрешено проводить процедуры карапузам с полугода.

Коррекцию отставания развития лучше всего начинать после установления первых симптомов. Врачи рекомендуют комплексный подход с применением основных лечебных методов:

  • рефлексотерапию электрическими импульсами на рабочие мозговые точки, способ воздействия микротоков эффективен при отставании в развитии после церебрально-органического поражения;
  • использование услуг логопедического массажа, различных проверенных методов развития памяти, артикуляционная гимнастика, тренировка внимания, мышления, для этого требуется на всех этапах болезни консультироваться с логопедами и дефектологами;
  • для применения лекарственных препаратов нужно обязательное обследование у невролога, самостоятельное прописывание препаратов может только навредить больному ребенку.

Если причиной отставания ребенка в развитии стали социальные факторы, то требуется консультация психолога. Эффективно работает общение с животными, дельфинами, лошадьми. Благополучная семейная пара может много сделать для придания малышу уверенности в себе, благоприятный прогноз болезни будет, если поддержка близких будет сопутствовать развитию ребенка.

Лечение задержки психического развития у ребенка

Возможные причины ЗПР - особенные дети

Современная практика доказывает, что дети с задержкой психического развития могут обучаться в обычном общеобразовательном учреждении, а не в специализированном коррекционной направленности. Родителям и педагогам должны понимать, что сложности в обучении детей с незрелостью развития процессов психики в начале школьной жизнедеятельности являются не результатом их лености или недобросовестности, а имеют под собой объективные, серьезные причины, которые только при совместных усилиях будут успешно преодолены.

Поэтому малыши с заторможенным темпом формирования психических процессов нуждаются в оказании комплексной совместной помощи родителей, педагогов и психологов. Такая помощь представляет собой: персональный подход к каждой крохе, регулярные занятия со специалистами (психологом и сурдопедагогом), в некоторых случаях – лекарственную терапию.

Большинству родителей сложно принять, что их чадо в силу особенностей формирования будет схватывать все медленнее, чем окружающие ровесники. Родительская забота и понимание в соединении с квалифицированной специализированной помощью помогут создать благоприятные положительные условия для обучения и обеспечат целенаправленное воспитание.

Итак, коррекционное воздействие будет максимально эффективным при условии выполнения родителями нижеприведенных рекомендаций. Совместно направленная работа педагогов, близкого окружения крохи и психологов является фундаментом для успешного обучения, развития и воспитания. Комплексное преодоление обнаруженной у малыша незрелости развития, особенностей его поведения и спровоцированных ими затруднений заключается в анализе, планировании, прогнозировании и совместных действиях.

Коррекционная работа с детьми с задержкой психического развития на всем своем протяжении должна быть пронизана воздействием психотерапевтического характера. Другими словами, кроха должна иметь мотивационную направленность к занятиям, замечать собственные успехи и ощущать радость. У малыша необходимо выработать приятное ожидание успеха и радость похвалы, удовольствие от произведенных действий или выполненной работы.

Коррекционное воздействие подразумевает непосредственную и непрямую психотерапию, индивидуальные занятия и групповую терапию. Целью коррекционного воспитания является формирование психических процессов у малыша и приумножение его практического опыта в комплексе с преодолением недоразвития моторики, речевых и сенсорных функций и т.д.

Специализированное воспитание малышей с заторможенностью в развитии направлено на предотвращение вероятных вторичных аномалий, которые могут возникнуть вследствие своевременно непобежденной недостаточности готовности малышей к учебному процессу и жизни в социуме.

Органические причины ЗПР - неправильное развитие плода и другие проблемы

В процессе работы с ребятами, страдающими заторможенностью в развитии, необходимо использовать непродолжительные по времени игровые задания для выработки положительной мотивации. В целом выполнение игровых заданий должно заинтересовать малышей и привлекать их. Любые задания должны нести посильный характер, однако при этом не быть чересчур простыми.

Проблемы задержки психического развития детей зачастую заключаются в том, что такие малыши обнаруживают неготовность к школьному обучению и взаимодействию в коллективе, вследствие чего их состояние усугубляется. Именно поэтому для успешной коррекции нужно знать все особенности проявлений заболевания и комплексно воздействовать на малышей.

Ещё статьи по этой теме:

  • Дети с ЗПР

  • Интеллект

  • Умственная отсталость у ребенка

  • Тремор у новорожденного

  • Гиперактивный ребенок

Как выглядит ЗПРР?

Что значит – спохватиться вовремя? Это значит обратить внимание на те или иные тревожные признаки. Их много, они весьма разнообразны и не всегда иллюстрируют именно задержку психоречевого развития. Однако важно своевременно понять: не все благополучно, если у ребенка отмечаются такие симптомы:

  • обильное слюноотделение, не связанное с прорезыванием зубов;
  • высокая возбудимость;
  • гиперактивность;
  • заторможенное логическое мышление и проблемы с памятью, заметно преобладает зрительная (наглядно-образная) память над слуховой;
  • частые перепады настроения, эмоциональный фон неустойчив;
  • низкая концентрация внимания на предметах, просьбах, действиях;
  • отсутствие интереса к развлечениям;
  • неуклюжесть, проблемы с координацией;
  • трудности с пониманием речи и просьб, отсутствие реакции на них в возрасте до года и позже;
  • агрессивность к окружающим или аутоагрессия;
  • стереотипное поведение (однообразные немотивированные действия);
  • отсутствие реакции на какие-либо звуки, помимо речи;
  • отсутствие минимальных навыков выполнения тех или иных действий (с предметами, игрушками, одеждой) в возрасте старше 2 лет;
  • «мозаичное» запоминание;
  • непонимание роли игрушек (они используются не по назначению, а вместо них малыш пользуется предметами обихода);
  • нарушения письма.

Но самые главные симптомы связаны, конечно же, с речью:

  • ребенок замкнут, чурается общения со сверстниками, не выражает радости при появлении родных;
  • не говорит сам либо не пытается активно повторять за взрослыми звуки и отдельные слова до полутора лет;
  • произносит отдельные слова, не умея составить из них даже простейшие фразы;
  • говорит «на тарабарском языке», быстро и невнятно, с выраженным искажением артикуляции, из-за чего его практически невозможно понять даже родителям.

Если замечены хотя бы несколько из этих симптомов, необходимо проконсультироваться с педиатром. При необходимости он назначит консультации других специалистов.

Лечится ли это?

О возможности или невозможности полного излечения ребенка скажет только доктор после обследования. Все зависит от степени тяжести диагностированных заболеваний и возраста, в котором начнется лечение. А еще – от упорства родителей, понимающих, что лечение может занять не один год, и не опускающих руки.

Лечение и коррекция задержки психоречевого развития проводятся обязательно комплексно. Этот комплекс объединяет:

  • лечение с помощью медикаментов;
  • занятия со специалистами (дефектолог, логопед, психолог);
  • постоянные развивающие занятия с родителями;
  • альтернативные методы коррекции.

Изображение для публикации не задано

Подбор медикаментозного лечения – этап ответственный, т. к. при этом важно учесть индивидуальные особенности развития и состояния малыша, возможные реакции на препараты.

В зависимости от конкретного диагноза, а также общей клинической картины ребенку могут назначить препараты группы ноотропов, улучшающие кровоснабжение и питание клеток мозга, седативные средства, витаминно-минеральные комплексы.

В помощь таблеткам

Итак, в помощь таблеткам обязательно назначают коррекционные мероприятия. Весьма эффективными, в зависимости от конкретной ситуации, могут оказаться немедикаментозные способы коррекции ЗПРР:

  • электрорефлексотерапия – на пораженные участки мозга воздействуют микротоки;
  • магнитотерапия – на кору головного мозга воздействуют низкочастотным магнитным полем;
  • иглорефлексотерапия – активация биоточек специальными иглами;
  • лечебная физкультура – плавание в бассейне, специальные упражнения в спортзале,
  • мануальная терапия – воздействие рук специалиста на нужные зоны;
  • арт-терапия — творческие занятия и приобщение к искусству;
  • иппотерапия – общение детей с лошадями;
  • дельфинотерапия – общение с дельфинами.

Помимо этого, малышу может понадобиться помощь других профессионалов. До 2 лет коррекцию речи проводит дефектолог, с четырех его сменяет логопед. При наличии психологических проблем, особенно психологической травмы, хорошим подспорьем станут занятия с психологом.

Также заниматься с ребенком, которому врачи поставили диагноз «задержка психоречевого развития», будут дома родители. Что им нужно будет делать?

  • Выполнять упражнения на развитие крупной и мелкой моторики.
  • Подобрать игры, развивающие внимание, память, усидчивость.
  • Выполнять артикуляционную гимнастику.

Родители должны оградить своего малыша от эмоциональных перегрузок, стрессов, любого насилия, обеспечить ему полноценное питание, подвижные игры, продолжительные прогулки на воздухе, общение с другими людьми для социальной адаптации.

Итак, три основных ключа для лечения ЗПРР – своевременность, терпение и максимум внимания ребенку. Тогда шансы преодолеть проблемы вырастут в разы.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Замедленное психическое развитие у детей
Adblock detector